Сущность и роль биржевой торговли

Контрольные вопросы

1. Как вы считаете, способны ли интерактивные электронные средства произвести революцию в организации продажи товаров? Какими преимуществами обладает такая форма продажи? Не утратят ли при этом своей значимости традиционные формы продажи?

2. Расположите следующие факторы по степени значимости для вас как покупателя при приобретении различных товаров: знание и опыт, доверие покупателя, знание психологии потребителя, приспособляемость.

3. Какие мероприятия должен осуществить торговый персонал магазина, чтобы увеличить количество запланированных или импульсивных покупок? Поясните вашу позицию.

4. Как вы построите работу крупного магазина спортивных товаров, расположенного в спальном районе, чтобы лишить конкурента, торгующего аналогичными товарами, но в торговом центре, чтобы лишить его преимущества в размещении?

5. Каким образом размещение магазина влияет на его имидж? Ответ поясните.

6. Каковы преимущества и недостатки различных методов размещения магазинов на территории населенных пунктов? Где, по вашему мнению, лучше всего разместить гипермаркет, мини-маркет, ювелирный магазин, булочную?

7. Почему при размещении специализированных магазинов предпочтительны вторые-третьи этажи здания?

8. Какие элементы дизайна позволят магазину облегчить процесс совершения покупок категорией населения старше 60 лет?

9. Что вы понимаете под таким фактором, как доступность магазина? Таким образом он влияет на эффективность работы магазина?

10.Что вы понимаете под понятием «образ магазина»? Почему это является одним из условий обеспечения конкурентоспособности магазина?

11.Какие факторы необходимо учесть при строительстве нового торгового комплекса, чтобы сделать это торговое предприятие популярным у потребителей?

12.Что входит в понятие «оперативные процессы» розничных торговых предприятий?

13.Какие формы продажи используются при реализации товаров?

14.Что входит в понятие «дополнительных торговых услуг», предлагаемых магазином?

15.Перечислите основные факторы, влияющие на конкурентоспособность магазина.

16.Сформулируйте основные принципы размещения торгового оборудования в магазине.

17.Перечислите основные этапы технологической обработки товаров магазинах.

18.Какими показателями можно охарактеризовать качество торгового обслуживания?

19.Что включается в понятие «зонирование» торговых линий? Какие факторы влияют на этот процесс?

ГЛАВА 9 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

Биржа представляет собой форму регулярно действующего оптового рынка товаров, продающихся по стандартным образцам, а также ценных бумаг, иностранной валюты и рабочей силы.

Слово «биржа» (от лат. bursa — кошелек) появилось в крупнейшем торговом центре Фландрии — Брюгге, где торговые собрания происходили на площади перед гостиницей «Бурсе», укра­шенной гербом с изображением трех кошельков.

В Европе первые биржи появились в XV—XVI вв. в Италии, Голландии и Англии. Первая биржа в России была основана Петром I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. К концу XIX в. в России насчи­тывалось около 80 бирж, а к 1914 г. их было 115. Первые советские товарные биржи возникли в 1921 г. по инициативе местных кооперативных организаций, являвшихся в то время наиболее крупны­ми участниками рыночного оборота. В дальнейшем, в условиях свертывания НЭПа и курса на жесткую централизацию управления народным хозяйством к 30-м гг. XX в. товарные биржи были постепенно ликвидированы.

Биржи в России начали создаваться вновь только в 1990 г. в свя­зи с началом перехода к рыночным отношениям. Первой совре­менной российской биржей стала Московская товарная биржа (МТБ), зарегистрированная в мае 1990 г., затем биржи начали появляться и в других городах.

По своим функциям биржа — это торгово-посредническая организация, служащая для проведения свободных торгов и заключе­ния контрактов на покупку или продажу товаров.

Биржа не имеет права осуществлять торговую, торгово-по-средническую и любую другую деятельность, не связанную с биржевой торговлей. Биржа не имеет права заключать сделки от своего имени.

Особенность биржевой торговли состоит в том, что сделки со­вершаются всегда в одном и том же месте, в строго определенное время — во время сеанса, или биржевой сессии, и по четко установленным, обязательным для всех участников правилам.

Биржа создает четкую организационную структуру и механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями, а также надежную систему контроля за результатом исполнения сделки. Большое значение биржа имеет как регулятор цен. Она позволяет сглаживать колебания цен на один и тот же товар посредством котировки. Для этого на бирже фиксируются конкретные цены контрактов, затем вычисляется и публикуется средняя цена, на которую в дальнейшем ориентируются покупатели и продавцы. Биржевые котировки являются официальными ценами по сделкам, которые заключаются на товар стандартного, предусмотренного биржевыми правилами качества в официальные часы работы биржи. Это — главная информация о состоянии рынка, которую биржи дают предпринимателям. Котируются только те товары, по которым сделки совершаются систематически.

Биржа — это не только место совершения сделок, но и инфор­мационный центр, где можно узнать любую информацию о товаре, операции с которым проводятся на данной бирже.

В зависимости от рода товаров и услуг, которыми занимается биржа,' различают товарные, валютные, фондовые биржи и биржи труда.

Товарная биржа — это форма организации оптовой торговли различными товарами (сырьем, материалами, готовыми изделиями).

Валютная биржа представляет собой организованный рынок купли-продажи иностранной валюты.

Фондовая биржа организует торговлю ценными бумагами, акциями, облигациями акционерных обществ и государственных займов.

Биржа труда — это рынок рабочей силы. На этой бирже работают учреждения службы занятости, которые выступают в качестве посредников между предпринимателями и безработными. Биржи труда осуществляют трудоустройство незанятого населения, содействуют желающим сменить работу или профессию, изучают конъюнктуру рынка труда и готовят соответствующую информацию.

9.2. Организация работы биржи

Биржа может быть учреждена как юридическими, так и физическими лицами. В учреждении биржи не могут участвовать государственные органы, банки, страховые и инвестиционные фонды, общественные, религиозные и благотворительные организации. Учредители биржи должны внести свою долю в уставный капитал либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи, предусмотренные ее уставом.

Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, в принятии решений на общем собрании и в других органах

управления биржей. Члены биржи имеют свои места, которые они оплачивают путем вступительных взносов. Любой член биржи имеет право продать свое место по прекращении им биржевой деятельности.

На бирже могут быть следующие категории членов: полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и неполные члены — с правом участия в биржевых торгах только в одной секции (отделе, отделении).

Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов.

Основным учредительным документом биржи является устав. В уставе биржи должны быть определены: структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Управление биржей. Осуществляется как ее членами, так и наемным персоналом. Наемный персонал биржи не имеет каких-либо прав на торговлю или права голоса.

Высшим органом управления биржи является общее собрание ее членов, которое решает общие финансовые и организационные вопросы и определяет правила внутреннего распорядка. Каждый член биржи имеет на общем собрании определенное число голосов, которое определяется учредительными документами биржи.

Общее собрание членов биржи принимает правила биржевой торговли, в которых должны быть определены: порядок проведения биржевых торгов; виды биржевых сделок; перечень основных структурных подразделений; порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах; регистрации и учета биржевых сделок; котировки цен; порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах; порядок взаимных расчетов при заключении биржевых сделок; меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах; перечень нарушений, за которые взыскиваются штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания; размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей, а также порядок их взимания биржей и др.

В промежутках между собраниями высшим органом управле­ния биржи является биржевой Совет и Правление (дирекция). Политика, правила и нормы биржевой торговли устанавливаются Советом и проводятся в жизнь комитетами, которые состоят из членов биржи, назначаемых Советом или избираемых членами биржи.

Структура биржи. Каждая биржа имеет свою специфику, однако основные черты организации управления бирж носят общий характер. Число комитетов колеблется от 8 до 40, но основными являются следующие комитеты, которые есть практически на каждой бирже.

Комитет по приему новых членов рассматривает все обращения о вступлении в члены биржи; встречается с кандидатом, чтобы установить, отвечает ли он финансовым требованиям биржи, какими личными качествами обладает и т.п. Рекомендации комитета представляются Совету, который решает вопрос о принятии кандидата в члены биржи путем голосования.

Арбитражный комитет назначает арбитров для разрешения споров между членами, а также в случае обращения кли­ентов — не членов биржи — при возникновении споров между ними и членами биржи. Могут рассматриваться споры по каче­ству, срокам исполнения приказов клиента, срокам поставки, платежа и т.д.

Контрольный комитет ведет наблюдение за деловой активностью на бирже, величиной открытой позиции (т.е. числом заключенных и не ликвидированных на конец дня биржевых контрактов), за тем, как идет ликвидация контрактов с истекающим сроком поставки, за ходом поставки товара по биржевым кон­трактам, концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм. Это необходимо для того, чтобы препятствовать созданию искусственного дефицита товара на складах биржи и манипуля­циям с ценами.

Комитет по новым товарам изучает потенциальные возможности торговли новыми товарами на бирже. Совместно с персоналом биржи проводит оценку эффективности введения новых контрактов, наблюдает за подготовкой экономических исследований и других материалов по обоснованию и ведению торговли новыми товарами.

Ринговый комитет наблюдает за тем, как брокеры заключают сделки. Комитет обладает полномочиями наказать члена биржи за нарушение принятых правил поведения. Например, если брокер делает предложения продать или купить контракты в фор­ме, которая не соответствует принятой на бирже, член комитета тут же на месте может наложить на него штраф.

Расчетная палата организует и фиксирует все расчеты по заключенным контрактам. Она является гарантом выполне­ния обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов.

Котировальная комиссия осуществляет котировки цен, т.е. расчет средней цены по заключенным контрактам на иден­тичные товары.

Для контроля за деятельностью биржи общее собрание избирает ревизионную комиссию.

Несмотря на большие изменения в техническом обеспечении, управление и организационное устройство бирж, имеющие вековые традиции и условности, в значительной мере остаются неизменными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: