Типы хозяйствующих субъектов связи и их классификация
Характеристика производственного процесса
Техническая и организационно-экономическая характеристики производственного процесса определяются видом продукции; объемом производства; типом и видом применяемой техники и технологии; уровнем специализации.
Производственные процессы на предприятиях разделяются на 2 вида: основные и вспомогательные.
Основные процессы непосредственно связаны с превращением предметов труда в готовую продукцию.
Вспомогательные процессы лишь способствуют течению основных процессов, но сами непосредственно в них не участвуют (перемещение предметов труда, ремонт оборудования и др.).
Производственный процесс состоит из технологических процедур, которые называются операциями.
Операция – это элементарное действие (работа), направленная на преобразование предмета труда и получения заданного результата.
Производственная операция - это отдельная часть производственного процесса, которая обычно выполняется на одном рабочем месте без переналадки оборудования и совершается с помощью одних и тех же орудий труда. Операции подразделяются на основные и вспомогательные.
Операции классифицируются на ручные, машинно-ручные, машинные и аппаратурные.
Производственный цикл - это законченный круг производственных операций при изготовлении изделия.
Интервал календарного времени от начала первой производственной операции до окончания последней называется продолжительностью производственного цикла во времени, которая измеряется в днях, часах, минутах и секундах. Продолжительность производственного цикла во времени (Тц) включает в себя 3 стадии: время технологической обработки (Тр), время технологического обслуживания производства (То) и продолжительность перерывов (Тп): Тц = Тр + То + Тп
Организации связи это субъекты предпринимательской деятельности, обладающие административно-хозяйственной самостоятельностью, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством и лицензией, выданной Министерством информационных технологий и связи РФ.
Самостоятельность организаций связи определяется
Ø утвержденным уставом и регистрацией их в соответствующих органах местной власти,
Ø наличием самостоятельного баланса с законченной системой учета и отчетности,
Ø расчетного счета в банке,
Ø наличием прав (и ответственности) юридического лица, что позволяет в пределах своей компетенции самостоятельно распоряжаться имуществом.
Классификация субъектов предпринимательской деятельности в области связи производится в зависимости от следующих критериев.
По формам собственности организации связи можно подразделить на государственные, частные и смешанного типа.
По организационно-правовой форме различают организации связи: государственные унитарные предприятия («Почта России»); хозяйственные товарищества и общества, акционерные общества (электросвязь).
По принадлежности организации связи делятся на подведомственные агентству связи РФ, а также другим министерствам и ведомствам.
По подотраслевому признаку (по видам предоставляемых услуг) различают организациипочтовой, электрической и радиосвязи, радиовещания и телевидения.
В зависимости от состава предоставляемых услуг организации связи могут быть объединенного типа, результатом деятельности которых является несколько услуг связи (или услуги нескольких подотраслей связи), специализированные, предоставляющие своим клиентам одну услугу (или услуги одной подотрасли).
В зависимости от монополизма различают естественные и временные монополии.
По обслуживаемой территории - международные операторы, национальные операторы, федеральные, региональные и местные.
Кроме того, отрасль связи объединяет строительные организации связи, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, высшие и средние специальные учебные заведения.
ТЕМА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Планирование и прогнозирование являются важнейшей функцией управления предприятием. Они позволяют:
• предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
• более рационально использовать все ресурсы предприятия;
• избежать риска банкротства;
• более эффективно проводить научно-техническую политику предприятия;
• своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
• повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Прогнозирование и планирование должны быть построены на научных принципах и методах.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относятся:
ü непрерывность планирования;
ü нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
ü принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации;
ü научность;
ü принцип взаимной увязки и координации.
Методы планирования подразделяются на:
ü балансовый метод, при котором составляются следующие виды балансов:
- материальные (балансы электроэнергии, оборудования, и т.д.);
- трудовые (баланс рабочей силы);
- финансовые (бухгалтерский баланс, денежных доходов и расходов и др.);
ü нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, запасы сырья и др.);
ü программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование; увязать реализацию научно-технических программ с планом развития предприятия;
ü метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, а также производственной программы предприятия. При этом методе учитываются следующие факторы:
- технические (внедрение новой техники и технологии, материалов и др.);
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства и ассортимента выпускаемой продукции;
- особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства;
- инфляция.