Тема 16 Организационные формы инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ 16
Конкурентная политика, основанная на инновативности компаний, требует создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций. Анализ инновационной деятельности крупных компаний позволяет выделить ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса:
1) усиление тенденции к децентрализации управления
инновациями. Компании все активнее используют так называемую U-образную форму баланса между инновационной
активностью снизу и сверху. При данной форме высшее
звено управления разрабатывает лишь общие стратегические
направления инновационной деятельностью и координирует
отдельные инновационные направления, используя при этом
не административные, а финансовые рычаги. Отделы НИОКР
в центральных службах компании выполняют коммуникативную функцию между ее низовыми звеньями и высшим руководством.На среднем уровне производятся функционально-стоимостная оценка альтернативных проектов, их отсев и предоставление наиболее эффективных из них на высший уровень управления компанией. Таким образом, реальная инновативность сосредоточена в производственных подразделениях компании, которые инициируют нововведения во всех областях благодаря своей близости к рынку и его потребностям;
2)региональная ориентация инновационной деятельности, выражающаяся в перемещении лабораторий НИОКР и маркетинговых центров непосредственно на потенциальные рынки сбыта. Например, компания («Эрикссон») имеет 76 научно-исследовательских центров в различных странах, («Нокиа») — («Интел») — («ЭнТиТи») — («НЕК»). Это позволяет наиболее точно сканировать потребности местных потребителей и реально сокращает сроки корректировки и адаптации новой продукции на новом рынке;
3)развитие внутри корпорации только прикладных научных исследований и разработок. Доступ к основным фундаментальным исследованиям осуществляется за счет тесной интеграции с научно-исследовательскими институтами и университетами по следующим направлениям: университетско-промышленные центры, исследовательские консорциумы, центры нововведений и т.п.;
4)наиболее инновативные компании проводят реорганизацию с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единые подразделения по управлению нововведениями;
5)планомерный отказ от последовательной и параллельной форм организации внедрения инновационного проекта и переход к плюральным интегральным организационным структурам;
6)активное использование внутрифирменных венчурных подразделений. В условиях НТП расширяется разрыв между количеством
создаваемых научно-технических идей и объемами материальных и трудовых ресурсов, необходимых для их реализации. В итоге формируется противоречие между «мощностью» изобретательской деятельности и способностью реализации ее результатов. Это противоречие проявляется в самых разнообразных формах. В отношении небольших компаний оно выражается в недостатке финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Компании-первооткрыватели страдают в первые годы своего существования (если они выживают) от нехватки капитала, кадров управляющих и технологов, необходимых для создания и налаживания производства и сбыта продукции.
Крупные компании часто не заинтересованы в реализации
изобретений, разработанных даже в собственных лабораториях, ввиду риска, связанного с освоением новой техники,
технологии и потерь от морального старения основного капитала компании.
Это наглядно видно на примере США, где несколько десятков крупнейших компаний концентрируют в своих лабораториях основную массу научных работников. На научно-исследовательскую работу и разработки в этих лабораториях приходится подавляющая часть издержек на НИОКР в США. Все это способствует поиску новых организационных форм, которые обеспечивают более рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, быстрое внедрение в хозяйственную практику достижений науки и техники.
Изменения в организации
Решение о капиталовложениях в новую технику первоначально формируется на нижнем уровне иерархии управленческой системы корпорации как реакция на сигналы обратной экономической связи о несоответствии производственных мощностей спросу или о низкой эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. На следующем уровне происходят сопоставление оценки и выбор предлагаемых проектов в соответствии с целями, стратегическими задачами корпорации и финансовыми критериями эффективности, устанавливаемыми высшим руководством компании. Чем сложнее корпорация, тем длиннее иерархическая лестница, по которой должно пройти принимаемое решение. С ростом сложности системы и ускорением НТП скорость принятия решения уменьшается, а скорость развития экономических процессов увеличивается. Это противоречие разрешается путем делегирования полномочий нижестоящим звеньям хозяйственного управления.
Использование прямых и косвенных результатов научных исследований и разработок дает толчок к появлению новых производств, структурным сдвигам в международной торговле. Освоение новых идей и создание новых продуктов и услуг открывает новые возможности для бизнеса – как крупного, так и мелкого. Однако ограниченность человеческих, технических и финансовых ресурсов ведет к необходимости выбора проектов и размещения ресурсов в соответствии с корпоративными стратегическими целями, т.е. встает вопрос о важности и необходимости управления процессом внедрения нововведений.
Организация инновационного процесса может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного способа в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как характер технологии, рынка конечной продукции, потенциал организации, экономический климат, степень компетентности руководства.
При организации процесса освоения нововведения осуществляется контроль над последовательностью многоэтапных процессов, реализуемых различными группами, динамичным взаимодействием многих людей, подразделений и организаций. Успех, как правило, связан с преодолением множества препятствий и сопротивления, поэтому нововведения невозможны без инициативы и настойчивости, крупных затрат в области технических, организационных и социальных факторов.
Как отмечал директор исследовательского центра Питсбургского университета У. Соудер, специфика управления нововведениями вытекает из того, что они требуют, во-первых, знания мировых технологических достижений, благоприятных для творческих идей; во-вторых, коллективной работы и сотрудничества многих специалистов; в-третьих, систематического принятия решений; в-четвертых, глубокого знания технологии; в-пятых, понимания путей превращения технологий в полезные продукты; и наконец, знания меняющихся запросов потребителя. Для удовлетворения этих требований руководство компаний должно проявить открытость идеям, готовность принять разумный риск, использовать партисипативные методы управления и принятия решений. В этих целях создаются гибкие организации, способствующие общению и ротации персонала, развитию индивидуальной инициативы в рамках коллективной работы, поддержанию тесных связей с потребителями, торговыми, профессиональными и другими организациями.
Основа успеха инновационной деятельности заключается в умелом использовании возможностей создания и реализации продукта, пользующегося спросом на рынке. Разные типы инноваций связаны с различной конкурентной стратегией, разными методами управления и видами инвестиций. Проигрыш фирм в рыночном соперничестве часто связан с негибкостью управления и традиционностью подхода к управлению производством и сбытом, сущность которого определяется как статическая оптимизация. Этот подход, связанный с концепцией тейлоризма (жесткое иерархическое управление, определение способов и норм функционирования сверху, отсутствие возможностей для рабочей инициативы, необходимость больших усилий для контроля и координации), показал достаточную эффективность в условиях стабильности и предсказуемости. Вместе с тем, по высказываниям отдельных специалистов (например, профессора Стэнфордского университета С. Уилрайта), он ведет к недостатку мотивации и инициативы, искусственному и дорогостоящему противопоставлению инноваций в области продукции и технологии производства, принижению роли последних в обеспечении конкурентоспособности.