Принципы организации и формы управления инновациями

Тема 16 Организационные формы инновационной деятельности

ЛЕКЦИЯ 16

Конкурентная политика, основанная на инновативности компаний, требует создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций. Анализ инновационной деятельности крупных компаний позволяет выделить ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса:

1) усиление тенденции к децентрализации управления
инновациями. Компании все активнее используют так называемую U-образную форму баланса между инновационной
активностью снизу и сверху. При данной форме высшее
звено управления разрабатывает лишь общие стратегические
направления инновационной деятельностью и координирует
отдельные инновационные направления, используя при этом
не административные, а финансовые рычаги. Отделы НИОКР
в центральных службах компании выполняют коммуникативную функцию между ее низовыми звеньями и высшим руководством.На среднем уровне производятся функционально-стоимостная оценка альтернативных проектов, их отсев и предоставление наиболее эффективных из них на высший уровень управления компанией. Таким образом, реальная инновативность сосредоточена в производственных подразделениях компании, которые инициируют нововведения во всех областях благодаря своей близости к рынку и его потребностям;

2)региональная ориентация инновационной деятельности, выражающаяся в перемещении лабораторий НИОКР и маркетинговых центров непосредственно на потенциальные рынки сбыта. Например, компания («Эрикссон») имеет 76 научно-исследовательских центров в различных странах, («Нокиа») — («Интел») — («ЭнТиТи») — («НЕК»). Это позволяет наиболее точно сканировать потребности местных потребителей и реально сокращает сроки корректировки и адаптации новой продукции на новом рынке;

3)развитие внутри корпорации только прикладных научных исследований и разработок. Доступ к основным фундаменталь­ным исследованиям осуществляется за счет тесной интеграции с научно-исследовательскими институтами и университетами по следующим направлениям: университетско-промышленные центры, исследовательские консорциумы, центры нововведений и т.п.;

4)наиболее инновативные компании проводят реорганизацию с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единые подразделения по управлению нововведениями;

5)планомерный отказ от последовательной и параллельной форм организации внедрения инновационного проекта и переход к плюральным интегральным организационным структурам;

6)активное использование внутрифирменных венчурных подразделений. В условиях НТП расширяется разрыв между количеством
создаваемых научно-технических идей и объемами материальных и трудовых ресурсов, необходимых для их реализации. В итоге формируется противоречие между «мощностью» изобретательской деятельности и способностью реализации ее результатов. Это противоречие проявляется в самых разнообразных формах. В отношении небольших компаний оно выражается в недостатке финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Компании-первооткрыватели страдают в первые годы своего существования (если они выживают) от нехватки капитала, кадров управляющих и технологов, необходимых для создания и налаживания производства и сбыта продукции.

Крупные компании часто не заинтересованы в реализации
изобретений, разработанных даже в собственных лабораториях, ввиду риска, связанного с освоением новой техники,
технологии и потерь от морального старения основного капитала компании.

Это наглядно видно на примере США, где несколько десятков крупнейших компаний концентрируют в своих лабораториях основную массу научных работников. На научно-исследовательскую работу и разработки в этих лабораториях приходится подавляющая часть издержек на НИОКР в США. Все это способствует поиску новых организационных форм, которые обеспечивают более рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, быстрое внедрение в хозяй­ственную практику достижений науки и техники.

Изменения в организации

Решение о капиталовложениях в новую технику первоначально формируется на нижнем уровне иерархии управленческой системы корпорации как реакция на сигналы обратной экономической связи о несоответствии производственных мощностей спросу или о низкой эффектив­ности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. На следующем уровне происходят сопоставление оценки и выбор предлагаемых проектов в соответствии с целями, стратеги­ческими задачами корпорации и финансовыми критериями эффективности, устанавливаемыми высшим руководством компании. Чем сложнее корпорация, тем длиннее иерархи­ческая лестница, по которой должно пройти принимаемое решение. С ростом сложности системы и ускорением НТП скорость принятия решения уменьшается, а скорость развития экономических процессов увеличивается. Это противоречие разрешается путем делегирования полномочий нижестоящим звеньям хозяйственного управления.

Использование прямых и косвенных результатов научных исследований и разработок дает толчок к появлению новых производств, структурным сдвигам в международной торговле. Освоение новых идей и создание новых продуктов и услуг от­крывает новые возможности для бизнеса – как крупного, так и мелкого. Однако ограниченность человеческих, технических и финансовых ресурсов ведет к необходимости выбора проек­тов и размещения ресурсов в соответствии с корпоративными стратегическими целями, т.е. встает вопрос о важности и необ­ходимости управления процессом внедрения нововведений.

Организация инновационного процесса может осуществ­ляться различными путями. Выбор наиболее эффективного способа в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как характер технологии, рынка конечной продук­ции, потенциал организации, экономический климат, степень компетентности руководства.

При организации процесса освоения нововведения осуще­ствляется контроль над последовательностью многоэтапных процессов, реализуемых различными группами, динамичным взаимодействием многих людей, подразделений и организаций. Успех, как правило, связан с преодолением множества препят­ствий и сопротивления, поэтому нововведения невозможны без инициативы и настойчивости, крупных затрат в области технических, организационных и социальных факторов.

Как отмечал директор исследовательского центра Питсбургского университета У. Соудер, специфика управления нововведениями вытекает из того, что они требуют, во-первых, знания мировых технологических достижений, благоприятных для творческих идей; во-вторых, коллективной работы и сотрудничества многих специалистов; в-третьих, систематического принятия решений; в-четвертых, глубокого знания технологии; в-пятых, понимания путей превращения технологий в полезные продукты; и наконец, знания меняющихся запросов потребителя. Для удовлетворения этих требований руководство компаний должно проявить открытость идеям, готовность принять разумный риск, использовать партисипативные методы управления и принятия решений. В этих целях создаются гибкие организации, способствующие общению и ротации персонала, развитию индивидуальной инициативы в рамках коллективной работы, поддержанию тесных связей с потребителями, торговыми, профессиональными и другими организациями.

Основа успеха инновационной деятельности заключается в умелом использовании возможностей создания и реализации продукта, пользующегося спросом на рынке. Разные типы инноваций связаны с различной конкурентной стратегией, разными методами управления и видами инвестиций. Проигрыш фирм в рыночном соперничестве часто связан с негибкостью управления и традиционностью подхода к управлению производством и сбытом, сущность которого определяется как статическая оптимизация. Этот подход, связанный с концепцией тейлоризма (жесткое иерархическое управление, определение способов и норм функционирования сверху, отсутствие возможностей для рабочей инициативы, необходимость больших усилий для контроля и координации), показал достаточную эффективность в условиях стабильности и предсказуемости. Вместе с тем, по высказываниям отдельных специалистов (например, профессора Стэнфордского университета С. Уилрайта), он ведет к недостатку мотивации и инициативы, искусственному и дорогостоящему противопоставлению инноваций в области продукции и технологии производства, принижению роли последних в обеспечении конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: