Тема 17 Внутри- и межфирменные организационные формы инновационной деятельности

ЛЕКЦИЯ 17

Инкубаторы бизнеса. Инкубаторами называют здание или несколько зданий, где на ограниченный срок (до пяти лет, обычно два-три года) на условиях аренды размещаются вновь создаваемые малые наукоемкие фирмы-клиенты. Чаще всего инкубатор организуется как часть научного парка, его началь­ная ступень, но бывает, что этой ступенью дело и ограничива­ется. Таким образом, инкубатор можно рассматривать либо как зародыш парка, либо как его усеченный вариант. Задача инкубатора — дать возможность новой фирме встать на ноги, окрепнуть технически и обрести финансовую прочность, найти свое место на рынке.

Инновационные бизнес-инкубаторы можно классифициро­вать на четыре основных типа: университетские, муниципаль­ные, частные инкубаторы и инкубаторские корпорации.

Университетские инкубаторы создаются при исследователь­ских университетах, их основной задачей является сближение научного сообщества с промышленностью и рынком, помощь университетским ученым в коммерческой реализации своих разработок. В свою очередь, предпринимателям «со стороны» университетские инкубаторы позволяют войти в тесный кон­такт с наукой в лице университета. Такие инкубаторы должны предъявлять к своим клиентам особые требования и в наи­большей степени ориентироваться на техническое новатор­ство, высокие технологии. При отборе претендентов на место в инкубаторе его директор и консультативный совет должны руководствоваться следующими критериями.

1.Фирма намерена коммерциализировать новую техничес­кую идею. Отсеиваются те, кто не имеет отношения к технике или предлагает уже известную, не обладающую новизной разработку.

2.Фирма ориентируется на уже существующий рыночный спрос или четкую группу потенциальных потребителей. Отсеиваются претенденты, идеи которых технически любопытны, но не имеют коммерческих перспектив.

3.Фирма уже имеет или собирается установить тесные и эффективные контакты с профессорско-преподавательским составом и студентами университета, института. Те, кто про­сто ищет выгодных условий аренды помещения, не нуждаясь в связях с университетом, отсеиваются.

4.Фирма в состоянии оплатить аренду и готова дать универ­ситету возможность приобрести процент ее капитала (можно просто передать часть акций в счет арендной платы). В этом случае при университете создается инновационный центр как частная, бесприбыльная организация, которая должна возмещать свои расходы на оказываемые инкубатору услуги: содержание помещений, связь, пользование библиотекой, вы­числительным центром, лабораторным оборудованием универ­ситета, консультации профессоров по техническим и коммер­ческим проблемам деятельности фирмы.

Муниципальные инновационные инкубаторы создаются орга­нами местного самоуправления с целью стимулирования де­ловой активности и создания новых рабочих мест в регионе. Перспективным является создание специального промышлен­ного совета города как частного бесприбыльного учреждения, которое, получая федеральные субсидии и организуя частные внебюджетные финансы, занималось бы реконструкцией старых предприятий для открытия там инкубаторов. Крите­рии отбора клиентов в таких инкубаторах должны быть ли­беральными: специальных требований к роду деятельности и детально разработанного бизнес-плана не требуется. Помимо помещения, инкубатор должен предоставлять ряд услуг — от выполнения секретарских работ до использования погрузоч­ных причалов.

Частные инкубаторы, финансируемые одним или нескольки­ми предпринимателями, функционируют как обычная коммер­ческая фирма, получающая доход за счет участия в деле своих клиентов, сдачи помещений и оказания консультационных и прочих услуг клиентам и сторонним организациям. Государ­ственные и негосударственные внебюджетные фонды должны предоставлять инновационные субсидии таким инкубаторам только на основе одного критерия отбора – потенциального рыночного успеха клиента инкубатора. При этом в инновационном центре часть (до одной трети) акций каждой фирмы, арендующей помещения у инкубатора, может принадлежать компании – владельцу инкубатора. Возможен и другой вариант. Все компании-клиенты могут создаваться как совместные предприятия, где два основных партнера: фирма, начинающая свой бизнес в инкубаторе, и фирма – хозяин последнего. Хо­зяин предоставляет не только помещение и услуга, но и часть капитала. Большая часть акций принадлежит ему. Обычный цикл пребывания клиента в инкубаторе может быть ограничен двумя или тремя годами. За это время он либо разоряется, либо становится на ноги и покидает инкубатор, сохраняя обычно финансовые связи с его владельцем.

Корпорации инкубаторов можно разделить на два подтипа. Первый является просто объединением некоторого числа част­ных инкубаторов с единым центральным органом управления и финансовым фондом, образующимся за счет отчислений от фондов отдельных членов корпорации, обладающих до­статочно высокой степенью самостоятельности. Ко второму подтипу относятся корпорации инкубаторов, которые сами являются частью крупных промышленных концернов. Внутри корпораций они функционируют в форме отделений, которые носят называние «центров бизнеса и технологии». Уникальной особенностью таких инкубаторов является то, что их клиенты получают доступ к наукоемким мощностям корпораций, т.е. к наиболее современным и сложным видам техники, технологий и знаний.

Использование разнообразных форм взаимовыгодного симбиоза больших и малых фирм становится основой наибо­лее успешного и устойчивого инновационного развития. Это сравнительно новый феномен, возникший в начале 1980-х гг. под влиянием целого ряда факторов, таких, в частности, как удорожание новых разработок в сочетании с резким сокраще­нием длительности жизненного цикла новых видов высокотехнологичной продукции. Конкуренция становится все острее, технология меняется с нарастающей быстротой, а срок жизни изделия на рынке уменьшается. Фактически он уже почти совпадает со временем, которое уходит на его разработку, и есть отчетливая тенденция к дальнейшему его сокращению с постоянным появлением новых товаров, превращающих сегодняшние новинки в устаревший хлам.

Вследствие этого инкубатор как форма контакта корпора­ции с новыми малыми фирмами при рациональном подходе может принести крупной компании значительные выгоды. Инкубатор как бы расширяет ее инновационные возможно­сти в целом ряде направлений при сравнительно небольших затратах и минимальном риске, особенно если речь идет о фирмах с мощной диверсифицированной исследовательской базой и широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Инкубаторы при крупных корпорациях становятся явлением, которое набирает силу, и со временем они могут стать столь же популярны, как инкубаторы при университетах.

Главная задача инкубатора – оказание комплекса необхо­димых услуг начинающим предпринимателям, только присту­пающим к созданию собственного дела. Помимо финансовых проблем, предпринимателю, впервые начинающему свое самостоятельное дело, приходится решать множество новых для него организационных, правовых, экономических и чисто технических вопросов: как правильно провести маркетинго­вое исследование, зарегистрировать свою фирму, составить бизнес-план продвижения новой продукции или услуг на рынке, где найти сотрудников необходимой квалификации, помещение под офис, заинтересованных коммерческих парт­неров и др.

Инкубатор дает возможность существенно снизить финан­совые издержки и затраты времени начинающего предприни­мателя за счет предоставления в аренду на определенный срок (обычно не более двух лет) рабочего помещения, необходимо­го оборудования, а самое главное –широкого спектра высо­коквалифицированной консультативной и информационной помощи по всем аспектам предпринимательской деятельности. При этом плата за оказываемые услуги, включая договор об аренде помещения, пользование принадлежащим инкубатору оборудованием и сервисное обслуживание, является вполне умеренной за счет участия в финансировании и иных формах обеспечения деятельности инкубатора государства, местных органов власти, заинтересованных крупных промышленных компаний, университетов и филантропических фондов.

Государство и местные органы власти равно заинтересо­ваны в развитии инкубаторов в силу того, что последние способствуют созданию новых рабочих мест и, что еще более важно, являются, по существу, каталитическими центрами на­учно-технического прогресса в регионе. Через них находят дорогу к рынку многие оригинальные идеи и решения, воз­никающие у изобретателей, ученых, преподавателей универ­ситетов, служащих. Не меньший интерес к созданию инкуба­торов проявляют местные учебные заведения, и прежде всего университеты, связанные с конкретными научными парками. Кроме того, что инкубатор нередко служит полигоном для проверки коммерческой значимости прямых или попутных результатов исследований и разработок сотрудников, студен­тов и аспирантов, здесь делают свои первые шаги в бизнесе и некоторые выпускники университетов. Тем самым у них отпадает необходимость переезда в поисках работы в другие регионы или даже страны, сохраняются связи с альма-матер, облегчаются интеграция в существующие предприниматель­ские сети и адаптация к реалиям мира бизнеса.

Другими мотивами руководствуются крупные промышлен­ные компании. Инкубатор для них – это в первую очередь источник информации о новых перспективных идеях или практических разработках, вписывающихся в стратегию дол­госрочного развития. Выигрыш во времени на ранних этапах освоения крупных нововведений дает компании стратегическое преимущество над конкурентами, а во многих случаях еще и значительную экономию финансовых ресурсов. Приобрести права на использование новой идеи, переманив к себе на работу ее автора или купив большой пакет акций только что создан­ной им новой фирмы, часто намного дешевле, чем начинать собственные исследования и разработки в этом направлении. Только в США в начале 1990-х гг. насчитывалось более тыся­чи различных инкубаторов, причем некоторые из них имели достаточно узкую специализацию. Заметные усилия в этом направлении были предприняты в странах Западной Европы и Японии. Например, создание инкубаторов малого бизнеса заранее предусматривалось планами строительства японских технополисов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение инкубаторам бизнеса.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные виды инкубаторов бизнеса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: