Роль коммутантов в экономике и инновационном процессе

Коммутанты

Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.

Основные черты мелких фирм. Коммутанты- это малые или иначе мелкие предприятия. Они малы по размерам и возможностям, незаметны, но изворотливы, изобретательны в выборе способов конкуренции, многочисленны и вездесущи, и потому получили от Х. Фризевинкеля название «серых мышей». Главной их чертой является уникальная гибкость, на основе которой проявляются приспособляемость и изменчивость. В соответствии с этими конкурентными преимуществами малой фирмы являются:

1) высокая эффективность управления, прозрачность, за всем может следить сам хозяин;

2) живучесть мелких фирм, повышающаяся в силу уникальных, нетипичных для других фирм мотивов предпринимательства (возможность быть независимым и получать удовольствие от совершаемой работы);

3) низкие издержки или даже их отсутствие в части затрат на управление и НИОКР, бухгалтерские, складские и рекламные работы;

4) легкость ухода с рынка и перехода к новому бизнесу;

5) поддержка государства.

Фирмы-коммутанты чаще всего избирают один из трех вариантов поведения:

1) деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом (привязанные к местности и обслуживающие локальные потребности: предприятия питания т технического сервиса, парикмахерские, прачечные, юридические и прочие консультационные службы и т.п.). Это коммутанты традиционного типа;

2) выполнение функций субпоставщиков несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента). Это коммутанты-поставщики.

3) Выпуск товаров или услуг, копирующих чужие изделия и технологии. Это коммутанты-подражатели.

Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:

1) обслуживание локальных потребностей;

2) выполнение производственной функции на уровне деталей и повышение эффективности крупного производства;

3) наполнение инфраструктуры производственных процессов;

4) стимулирование предприимчивости граждан страны;

5) повышение занятости населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.

В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при определенном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Малые предприятия, удовлетворяя локальный и узко-групповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что проходит мимо и не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантам».

Функции. Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют как диффузии нововведений, так и их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.

Коммутанты в сфере местного (локального) производства. Они часто берутся за производство бытовых изделий для данной местности в небольших объемах.

Коммутанты в сфере услуг. Малые предприятия активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений. Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.

Коммутанты – субпоставщики. Сокращение глубины переработки - производственная политика крупных фирм, когда они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам – мелким коммутантам.

Коммутанты – подражатели. Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление клонов (копий программ). Клон-мейкеры - производители легальных копий продуктов известных фирм. Это одна из распространенных сфер действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной, швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым участвуя в процессе их распространения (диффузии).

Комбинации конкурентного и инновационного типов поведения в российских оборонных предприятиях

Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных, глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими мировыми фирмами.

При этом внимание обращено главным образом на предприятия оборонного комплекса России. Предприятиям-виолентам присущи две зоны конкуренции: производство продукции и инновационная стратегия – производство новой продукции (табл.8).

Таблица 8

Зоны конкуренции, присущие предприятиям-виолентам

Зона конкуренции Способ конкуренции Метод реализации способа конкуренции Основной эффект в конкурентной борьбе
Производство традиционной продукции Экономия на издержках Горизонтальная интеграция Реализация положительного эффекта масштаба
Инновационный подход: разработка новой продукции Дифференциация продукции и технологий Вертикальная интеграция и диверсификация Реализация синергетического эффекта в результате соединения технологических потенциалов разных фирм

Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизированная продукция. Большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ имеет снижение издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).

Стратегия дифференциации продукции и рыночных сегментов (ниш)

Зона сосредоточения компаний-патиентов в оборонном комплексе России – это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для конечных военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д.

Производственная специфика данных отраслей предопределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом. Именно обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занять заметные конкурентные позиции на мировом рынке.

Новаторская стратегия

Оборонный комплекс является непосредственным инкубатором по выращиванию фирм-эксплерентов. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, вполне пригодными для того, чтобы революционизировать многие отрасли производства. К сожалению, управление инновационным процессом коммерциализации имеющихся в России высокопрогрессивных технологий отличается низкой эффективностью как на микро-, так и особенно на макроэкономическом (государственном) уровне.

Стратегия мелких фирм

Коммутантная стратегия изначально неадекватна научно-производственному и маркетинговому потенциалу оборонных компаний, так как они предназначены для работы на общенациональном и глобальном рынках. Адаптация к локальным потребностям мелкого рынка, готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей силой и т.д. однако масштабные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влиянием современного НТП открывают перед бывшими оборонщиками перспективы выживания именно на пути подстраивания под конкретный локальный спрос. Например, рынок телефонной связи из единого «проволочного» превращается в глобальный телекоммуникационный. При этом определенные сегменты данного глобального рынка, например, рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями.

Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.

Комбинация стратегий

Российским инновационным предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные предприятия осуществляют стратегию коммутантов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о вариантах поведения предприятий-коммутантов.

2. Назовите преимущества коммутантов.

3. Перечислите и охарактеризуйте возможные варианты поведения предприятий-коммутантов.

4. Какие особенные черты свойственны предприятиям-эксплерентам?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: