Коммутанты
Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.
Основные черты мелких фирм. Коммутанты- это малые или иначе мелкие предприятия. Они малы по размерам и возможностям, незаметны, но изворотливы, изобретательны в выборе способов конкуренции, многочисленны и вездесущи, и потому получили от Х. Фризевинкеля название «серых мышей». Главной их чертой является уникальная гибкость, на основе которой проявляются приспособляемость и изменчивость. В соответствии с этими конкурентными преимуществами малой фирмы являются:
1) высокая эффективность управления, прозрачность, за всем может следить сам хозяин;
2) живучесть мелких фирм, повышающаяся в силу уникальных, нетипичных для других фирм мотивов предпринимательства (возможность быть независимым и получать удовольствие от совершаемой работы);
|
|
3) низкие издержки или даже их отсутствие в части затрат на управление и НИОКР, бухгалтерские, складские и рекламные работы;
4) легкость ухода с рынка и перехода к новому бизнесу;
5) поддержка государства.
Фирмы-коммутанты чаще всего избирают один из трех вариантов поведения:
1) деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом (привязанные к местности и обслуживающие локальные потребности: предприятия питания т технического сервиса, парикмахерские, прачечные, юридические и прочие консультационные службы и т.п.). Это коммутанты традиционного типа;
2) выполнение функций субпоставщиков несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента). Это коммутанты-поставщики.
3) Выпуск товаров или услуг, копирующих чужие изделия и технологии. Это коммутанты-подражатели.
Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:
1) обслуживание локальных потребностей;
2) выполнение производственной функции на уровне деталей и повышение эффективности крупного производства;
3) наполнение инфраструктуры производственных процессов;
4) стимулирование предприимчивости граждан страны;
5) повышение занятости населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.
В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при определенном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Малые предприятия, удовлетворяя локальный и узко-групповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что проходит мимо и не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантам».
|
|
Функции. Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют как диффузии нововведений, так и их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.
Коммутанты в сфере местного (локального) производства. Они часто берутся за производство бытовых изделий для данной местности в небольших объемах.
Коммутанты в сфере услуг. Малые предприятия активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений. Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
Коммутанты – субпоставщики. Сокращение глубины переработки - производственная политика крупных фирм, когда они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам – мелким коммутантам.
Коммутанты – подражатели. Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление клонов (копий программ). Клон-мейкеры - производители легальных копий продуктов известных фирм. Это одна из распространенных сфер действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной, швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым участвуя в процессе их распространения (диффузии).
Комбинации конкурентного и инновационного типов поведения в российских оборонных предприятиях
Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных, глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими мировыми фирмами.
При этом внимание обращено главным образом на предприятия оборонного комплекса России. Предприятиям-виолентам присущи две зоны конкуренции: производство продукции и инновационная стратегия – производство новой продукции (табл.8).
Таблица 8
Зоны конкуренции, присущие предприятиям-виолентам
Зона конкуренции | Способ конкуренции | Метод реализации способа конкуренции | Основной эффект в конкурентной борьбе |
Производство традиционной продукции | Экономия на издержках | Горизонтальная интеграция | Реализация положительного эффекта масштаба |
Инновационный подход: разработка новой продукции | Дифференциация продукции и технологий | Вертикальная интеграция и диверсификация | Реализация синергетического эффекта в результате соединения технологических потенциалов разных фирм |
Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизированная продукция. Большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ имеет снижение издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).
|
|
Стратегия дифференциации продукции и рыночных сегментов (ниш)
Зона сосредоточения компаний-патиентов в оборонном комплексе России – это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для конечных военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д.
Производственная специфика данных отраслей предопределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом. Именно обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занять заметные конкурентные позиции на мировом рынке.
Новаторская стратегия
Оборонный комплекс является непосредственным инкубатором по выращиванию фирм-эксплерентов. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, вполне пригодными для того, чтобы революционизировать многие отрасли производства. К сожалению, управление инновационным процессом коммерциализации имеющихся в России высокопрогрессивных технологий отличается низкой эффективностью как на микро-, так и особенно на макроэкономическом (государственном) уровне.
Стратегия мелких фирм
Коммутантная стратегия изначально неадекватна научно-производственному и маркетинговому потенциалу оборонных компаний, так как они предназначены для работы на общенациональном и глобальном рынках. Адаптация к локальным потребностям мелкого рынка, готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей силой и т.д. однако масштабные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влиянием современного НТП открывают перед бывшими оборонщиками перспективы выживания именно на пути подстраивания под конкретный локальный спрос. Например, рынок телефонной связи из единого «проволочного» превращается в глобальный телекоммуникационный. При этом определенные сегменты данного глобального рынка, например, рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями.
|
|
Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.
Комбинация стратегий
Российским инновационным предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные предприятия осуществляют стратегию коммутантов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о вариантах поведения предприятий-коммутантов.
2. Назовите преимущества коммутантов.
3. Перечислите и охарактеризуйте возможные варианты поведения предприятий-коммутантов.
4. Какие особенные черты свойственны предприятиям-эксплерентам?