Понятие рынка инноваций и условия его возникновения

Тема 22 Рынок инноваций

ЛЕКЦИЯ 22

Однозначно охарактеризовать понятие «рынок инноваций» достаточно трудно, поскольку по мере развития общественного производства и обращения в сфере НТП оно неоднократно менялось. Первоначально рынок инноваций рассматривался как место розничной и оптовой торговли новшествами. Это самое упрощенное, узкое пони­мание рынка инноваций. Объясняется оно тем, что появил­ся рынок инноваций еще в период первой промышленной революции, когда обмен новшествами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товар­ного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. В этот период рынок инноваций имел примитивные формы, рыночные отношения осуществлялись преимущественно на ярмарках и выставках, на которых случай­ным образом появлялись продавец и покупатель новшества и совершался простой акт купли-продажи без какого-либо предварительного обеспечения успеха и регулярности сделок с инновациями.

С развитием ремесла, промышленности и городов торговля, рыночные отношения в инновационной сфере расширялись, за рынками новшеств закреплялись определенные места на про­мышленных ярмарках или выставках, проводились выставки и ярмарки, специально посвященные инновациям в какой-либо отрасли промышленности. Такое понимание рынка инноваций сохранилось и до наших времен как одно из значений данного слова.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка инноваций приобретает все более сложное толкование. В частности, под данным термином следует понимать не какую-нибудь пло­щадку на выставке или ярмарке, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов новшеств свободны, цены выравниваются. В таком определении рынка инноваций сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного обмена, товарно-денежных отношений возникают разрывы купли-продажи новшеств во времени и пространстве в форме торговых кри­зисов, и характеристика рынка исключительно как места тор­говли уже не отражает реальности, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка инноваций как формы товарного и товарно-денежного обмена (обраще­ния), которое получило наибольшее распространение в эко­номической литературе. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок инноваций – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение капиталов, предназначенных для вложения в инновационную сферу, в том числе современный рынок ценных бумаг при венчурном финансировании нововведений (они представляют собой рын­ки финансовых инноваций).

Если рассматривать рынок инноваций со стороны субъек­тов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей и продавцов новшеств или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые от­ношения и заключающих крупные сделки по поводу любого нового товара. Но и это всего лишь одна сторона рынка, тем не менее не охватывающая всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включающая отношения производства, распределения потребления новшеств в сфере обращения.

Понятие рынка инноваций расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных состав­ных частей этого продукта. В результате появляются такие определения рынка инноваций, как, например, «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение нового общественного продукта в товарно-денежной форме» или «сфера реализации части нового совокупного: общественного продукта, в которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления инноваций». Наибольшее же распространение получило определение рынка инноваций как системы экономических отношений продавцов и покупателей новшеств.

Между определениями рынка инноваций как сферы обра­щения и как совокупности конкретных экономических отно­шений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений – наличие новшеств и нововведений; во втором – на отношения, выражающие сущность категории «рынок инноваций».

Рынок инноваций рассматривают также как систему или тип общественных связей между субъектами инноваци­онной деятельности (исследователями, разработчиками и промышленниками, предпринимателями, потребителями). Хозяйственные связи в товарной форме, осуществляемые по­средством рынка инноваций, характеризуются взаимными соглашениями обменивающихся сторон, эквивалентной возмездностью, свободным выбором партнеров, конкуренцией.

Иногда под рынком инноваций ошибочно понимают и усло­вия реализации новых товаров. В действительности на рынке складываются условия реализации новых товаров, определя­емые соотношением спроса и предложения, которые отно­сятся не столько к сущности рынка инноваций, сколько к его состоянию.

Рынок инноваций – это обязательный компонент товарного производства иннова­ций, его обратная сторона, основа рыночного хозяйства в сфере НТП: без товарного производства инноваций нет рынка, без рынка инноваций нет товарного производства. Объективная необходимость рынка инноваций вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста – эти причины являются важнейшими историческими условиями возникновения рынка инноваций.

Первое условие – общественное разделение труда и специ­ализация в инновационной сфере. В любом многочисленном сообществе никто из участников инновационной деятельно­сти не может жить за счет полного самообеспечения всеми экономическими ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами инновационной деятельности, т.е. специализируют­ся на производстве, внедрении или диффузии тех или иных новых продуктов, технологий и инноваций-услуг. Это объяс­няется принципом сравнительного преимущества, т.е. стрем­лением производить, внедрять, распространять и потреблять новшества при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

Второе условие – экономическая обособленность произ­водителей, внедренцев и распространителей новшеств, полно­стью независимых, автономных в принятии инновационных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенные новшества). Эта обособленность исторически возникает на базе частной индивидуальной интеллектуальной собственности и затем распространяется на коллективную промышленную частную собственность на инновации. Если в обществе субъекты инновационной деятельности не наделены правами собственности, то рынок инноваций существовать не может. Так, Д. Хайман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыноч­ной экономики инновационной сферы, которое проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей, внедренцев и распространителей новшеств из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления участников инновационной деятельности. Данное противоречие разрешается через развитие системы товарных, рыночных отношений в инновационной сфере.

Третье условие – разрешение проблемы транзакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена новшествами, связан­ных с передачей прав интеллектуальной собственности. Они включают расходы, связанные с получением патента, разре­шения (лицензии) на выбранную субъектом инновационную деятельность, с поиском информации, расходы на ведение переговоров, расходы по измерению свойств новых товаров и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода от иннова­ционной деятельности, то рынок инноваций не будет создан.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р. Коуз доказал, что удельный вес транзакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности опреде­лены (специфицированы) слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой. Снижение таких издержек возможно на пути совершенствования юридических норм, укрепления этического фундамента, честности, ответственности, создания мягкой инфраструктуры рынка инноваций.

Для эффективного функционирования рынка инноваций необходимо и четвертое условие – свобода инновационного предпринимательства, свободный обмен новшествами: чем меньше скован инноватор, тем больше развит рынок инно­ваций. Свободный обмен новшествами позволяет сформиро­ваться свободным ценам, которые укажут ориентиры предпри­нимателям для наиболее эффективных направлений их ин­новационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: