Функции и роль рынка инноваций

Сущность рынка инно­ваций находит свое отражение в главных его экономических функциях. Так, интегрирующая функция рынка инноваций состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посред­ников с научными исследованиями и разработками, включение их в общий процесс активного обмена новшествами. Без рынка инноваций товарное производство не может прогрессивно раз­виваться, а потребители не смогут удовлетворить свои новые потребности.

Рынок инноваций содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в эконо­мике на новом научно-техническом уровне. Эта функция в на­стоящее время особенно актуальна для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий функционирования единого рынка инноваций.

Регулирующая функция предполагает прогрессивное воздей­ствие рынка инноваций на все сферы экономики. Она обеспе­чивает согласование производства и потребления новшеств в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения на новом уровне по цене, объему и структуре.

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Современный рынок инноваций регулируется не только «невидимой рукой», но и государством.

Стимулирующая функция рынка инноваций состоит побуждении производителей создавать новую продукцию необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе — интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция означает установление ценовых эквивалентов для обмена новых товаров. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство новых товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность нового товара посредством определения не только количества затраченного труд но и пользы.

Контролирующая функция рынка инноваций выполняет роль главного контролера конечных результатов производств и потребления НИОКР. На рынке выявляется, в какой мере новым нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество новых товаров и услуг.

Посредническая функция рынка инноваций обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей новшеств с целью обмена результатами НИОКР. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна т или иная экономическая и технологическая связь между участниками инновационной деятельности. Потребитель новшества имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка инноваций через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении на новые товары. Современный рынок инноваций превращается в систему, собирающую и обрабатывающую огромные объемы информации и выдающую обобщенные данные о состоянии, рынка и условиях реализации новых товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издер­жек обращения в сфере потребления новшеств (затрат покупа­телей на покупку новых товаров) и установление соразмерности нового спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка инноваций и его функций логически вытекает его роль в процессе общественного воспроизводства. Роль рынка инноваций в общественном производстве сводит­ся к следующему:

1) выдавать сигнал производству с помощью обратных связей (что, в каком объеме и какой структуре следует произ­водить);

2)уравновешивать спрос и предложение на новом уровне, обеспечивать сбалансированность экономики;

3)дифференцировать исследователей, разработчиков, про­изводителей, коммерческих посредников в соответствии с эф­фективностью их работы и нацеленностью на покрытие нового рыночного спроса;

4) вымывать неконкурентоспособные инновационные пред­приятия и свертывать устаревшие производства.

Субъектами рынка инноваций со стороны предложения выступают все инновационные организации, выполняющие исследования и разработки. В России роль субъектов, предла­гающих инновации на основе осуществления НИОКР, тради­ционно закрепилась за всеми научно-исследовательскими организациями, конструкторскими бюро, проектными и проектно-изыскательными организациями, опытными заводами и за некоторыми высшими учебными заведениями и промыш­ленными предприятиями.

История развития рынка инноваций позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Неразвитый рынок инноваций отличается тем, что рыночные отношения в инновационной сфере носят случайный, чаще всего товарно-бартерный характер. Однако уже здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации участников инновационной деятельности, усиливает мотивацию к производству новых товаров.

Свободный рынок инноваций характеризуется неограни­ченным числом участников инновационной деятельности и свободной конкуренцией между ними; свободным доступом к любому виду инновационной деятельности всех членов об­щества; абсолютной мобильностью факторов производства инноваций; неограниченной свободой передвижения иннова­ционного капитала; наличием у каждого инноваторы полной информации о рынке инноваций; рациональным поведением рыночных субъектов инновационного процесса; тем, что ни один инноватор как участник свободной конкуренции не в состоянии непосредственно влиять на решение другого неэкономическими методами; установлением цен на новые товары стихийно в ходе свободной конкуренции; отсутствием инновационной монополии, монопсонии и государственного регулирования инновационных процессов.

Преимущества свободного рынка инноваций в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе нового спро­са создает ориентиры для капиталовложений в производство новшеств и нововведений. Механизм свободного рынка ин­новаций – это механизм заведомо бездефицитного рынка, который обеспечивает эффективное распределение в обществе новшеств, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям, свободу выбора и действий рыночных субъектов, максимальное использование достижений НТП, способность к удовлетворению разнообразных новых потребностей, повыше­ние качества новых товаров, относительно быстрое восстанов­ление нарушенного равновесия на новом научно-техническом уровне. Рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

В то же время свободный рынок инноваций имеет и серьез­ные недостатки. В частности, он приводит к дифференциации уровня жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечива­ет высокую мотивацию к инновационному труду. Однако плохо то, что он не обеспечивает социальную защиту населения, его социальными последствиями являются технологическая без­работица, разорение, бедность отдельных групп инноваторов. Рыночное распределение новшеств несправедливо, так как не обеспечивает минимального уровня жизни для всех слоев общества. Следовательно, для решения социальных проблем необходимо вмешательство государства.

Распределение на рынке инноваций осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции новшеств, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте условия возникновения рынка инноваций.

2. Дайте определение понятию «рынок инноваций».

3. Какова роль рынка инноваций?

4. Перечислите функции рынка инноваций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: