Формирование рынка инноваций

Рынок инноваций как экономическая категория тесно связан с обменом, обращени­ем, торговлей новшествами и нововведениями, торговыми услугами по инжинирингу, консалтингу, лизингу, страхованию в отношении инноваций. Обмен новшествами можно рассмат­ривать с двух сторон: как процесс движения новых товаров и как создание определенных рыночных отношений, в которые вступают инноваторы при этом обмене.

Обмен новшествами представляет собой экономические связи между инноваторами как производителями и потребите­лями новшеств и нововведений по поводу движения результа­тов НИОКР, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения новых общественных потреб­ностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйствен­но обособленные участники инновационной деятельности вступают в деловые контакты.

Товарное обращение инноваций – это более развитая форма товарного обмена, осуществляемого при посредстве денег на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимно­го соглашения участников данного процесса, где инновации становятся не только товаром, но и капиталом. Товарное об­ращение предполагает организацию торговли инновациями как деятельности посредников по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи новшеств. Торговые сделки с инновациями требуют единства актов купли и продажи для заключения и выполнения таких сделок, что составляет суть торговой деятельности.

Сложность реализации инноваций требует особых основ­ных и дополнительных торговых услуг. К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяй­ственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение де­нег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), что обусловлено полным обособлением производства новшеств от сферы обращения. При этом в сфере обращения инноваций очень важны услуги финансовой и кредитной систем (страхо­вание инновационных рисков, лизинг нового оборудования, венчурное финансирование инноваций, кредитование инно­вационных проектов и т.д.).

В товарно-денежном обращении новшеств и нововведений возникает инновационный капитал, который может представ­лять собой интеллектуальный, человеческий, торговый, промышленный или финансовый капитал. Интеллектуальный капитал формируется на базе капитализации стоимости интел­лектуальной собственности на основе патентов и лицензий. Че­ловеческий капитал основывается на капитализации трудового опыта создания, распространения, внедрения и потребления новшеств, опыта управления и организации инновационного процесса. Торговый капитал базируется на новых торговых услугах по продвижению новшеств и нововведений до их ко­нечных потребителей. Промышленный капитал формируется на основе внедрения и производственного использования новой техники и технологии. Финансовый капитал возникает на основе интеграции промышленного, акционерного и бан­ковского капиталов внутри инновационных консорциумов, финансово-промышленных групп.

Инновационный капитал может представлять собой ре­альный капитал или фиктивный капитал сферы обращения. Если инновациями одновременно создается и увеличивается стоимость активов предприятия, то они представляют реаль­ный капитал. Если же с их помощью только увеличивают стоимость без ее создания, то они представляют фиктивный капитал. Таким образом, рынок инноваций – это не только конкретная форма проявления товарного обмена новшествами и нововведениями, это еще и система функционирования ин­новационного капитала в формах интеллектуального, челове­ческого, торгового, промышленного, финансового, реального или фиктивного капиталов.

Рынок инноваций как экономическая категория есть со­вокупность экономических отношений и связей между поку­пателями и продавцами новшеств и нововведений, а также торговыми посредниками по поводу движения новых товаров и обращения инновационного капитала в различных его фор­мах. Все определения рынка инноваций выражают его единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения новых товаров. Различие заключается в том, что каждое определение находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности данной категории (обмен – сущность первого порядка; обращение – второго и т.д.).

Суть рыночных отношений в инновационной сфере сводит­ся к возмещению затрат продавцов (производителей и торгов­цев новшеств) и получению ими инновационной сверхприбы­ли, а также удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка инноваций.

Материальной основой рыночных отношений служит движение новых товаров и инновационного капитала. Однако поскольку рынок инноваций функционирует в определенной социально-экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений в инновационной системе, различная организация инновационной деятельности, различные фор­мы, методы и размеры регулирования рынка инноваций и т.д.). Наличие специфических черт рынка инноваций (ассор­тимент новых товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: