double arrow

Земли историко-культурного назначения


Земли рекреационного назначения

К субкатегории земель рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Следует подчеркнуть, что в ст.98 ЗК РФ речь идет о землях, предназначенных для отдыха, туризма и т.д., расположенных за чертой поселений. В случае размещения соответствующих объектов в черте поселений, они попадают в территориальную зону рекреационного назначения поселения.

Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с правообладателями земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки не изымаются из использования (п.3 ст.98 ЗК РФ). Данные сервитуты могут быть как частными, так и публичными.




К землям рекреационного назначения относятся земли пригородных зеленых зон (см. также п.5 ст.86 ЗК РФ). Зеленые зоны – совокупность древесно-кустарниковой и травяной растительности естественного и искусственного происхождения, выполняющей санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. При этом в п. 5 ст. 94 и п.4 ст. 98 ЗК РФ зеленые зоны упоминаются как «пригородные зеленые зоны». С другой стороны, п. 1 ст. 61 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений (см. также п. 2 ст. 52 данного закона). Граница (черта) поселения – это внешняя граница городского или сельского поселения, отделяющая его земли от земель иных категорий (п.1 ст. 84 ЗК РФ). Таким образом, налицо коллизия федеральных законов – ЗК РФ и Закона об охране окружающей среды. В связи с этим представляется, что в свете нового экологического законодательства зеленые зоны существуют в двух качествах: в составе пригородных зон и в составе земель городских и сельских поселений.

К землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.



К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники; ансамбли;достопримечательные места.

Как отмечалось в научной литературе, «правовой режим объекта культурного наследия как сложной недвижимой вещи, либо имущественного комплекса, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих использование объекта в соответствии с его назначением и направленных на его сохранение для будущих поколений».[18]

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ст.34 Закона об объектах культурного наследия). Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории такого объекта и в зонах его охраны подлежат согласованию с уполномоченными органами власти.



Проектирование и проведение землеустроительных, хозяйственных и иных работ осуществляются при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на данной территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия и при отсутствии на ней объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения изменений.

Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанного в заключении историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. В случае, если в пределах земельного участка обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственник земельного участка (пользователь) владеет, пользуется или распоряжается им с соблюдением условий, необходимых для обеспечения его сохранности.

В случае если собственник земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к его сохранению или совершает действия, угрожающие его сохранности и влекущие утрату им своего значения, уполномоченный орган публичной власти обращается в суд с иском об изъятии у собственника земельного участка.

При принятии судом такого решения, соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный участок или организует его продажу с публичных торгов, а собственнику возмещается его стоимость (ст.54 Закона об объектах культурного наследия).

Земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия, могут находиться в составе различных категорий и субкатегорий земель. Например, в случае нахождения такого участка в черте поселений, он может быть включен в территориальную зону особо охраняемых территорий, однако действие градостроительных регламентов на такие земельные участки не распространяется (ч.4 ст.36 ГрадК РФ), а их правовой режим определяется исключительно законодательством о культурном наследии.

Не исключено и нахождение объекта культурного наследия в границах национального парка. В этом случае при зонировании его территории выделяется функциональная зона охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения (ст.15 Закона об особо охраняемых природных территориях). Следовательно, земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, принадлежит к субкатегории земель историко-культурного назначения в случае его расположении за чертой поселений и не в составе иных субкатегорий земель особо охраняемых территорий и объектов.







Сейчас читают про: