Роль финансов в регулировании и стимулировании научно-технического прогресса
Роль финансов в регулировании и стимулировании экономики (материальной основы общества)
А. Маслоу представил связь мотивов поведения человека в виде пятиуровневой пирамиды:
- физиологические и материальные потребности (пища, одежда, жилье, средства связи и передвижения, необходимость продолжения рода и др.);
- безопасность;
- групповые потребности (с кем живешь, с кем работаешь, с кем дружишь, в какой общественной организации состоишь и т.д.);
- отношение окружающих (нравственная оценка твоего поведения окружающими, мораль общества, что такое хорошо и что такое плохо);
- самоутверждение, самореализация (свободное развитие способностей).
Основной принцип пирамиды – при неудовлетворении более низкого уровня потребностей, требования более высокого уровня большинством людей, как правило, игнорируются.
Так как человек уже давно не живет за счет даров природы, а сам производит необходимые ему жизненные блага, то является очевидным, что обеспечивает базовые потребности человека экономика и, соответственно, финансы.
|
|
Уровень развития человеческого общества определяет уровень развития его производительных силы, а в условиях товарной (рыночной) экономики – коэффициент оборачиваемости средств (финансовых активов). Характер производственных отношений (способ производства, экономический уклад) в пределах набора производственных отношений, задаваемого уровнем развития производительных сил, общество может выбирать самостоятельно.
Производственные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, это форма организации и управления производством, товарно-денежным хозяйством, связанная с отношениями собственности на средства производства. Финансы – это производственные отношения, имеющие денежный характер, связанные с формированием денежных фондов на основе доходов хозяйствующего субъекта и распределением их для удовлетворения его нужд и общественных потребностей. Очевидно, что в товарно-денежном хозяйстве финансы являются основным средством управления социально-экономическим развитием.
В современной экономике самым крупным хозяйствующим субъектом стало государство (доля государственных финансов в ВВП развитых стран составляет от 30 до 70%). Государство влияет на состояние и развитие экономики и, соответственно, на социально-экономическое развитие не только административно, но и посредством финансов не только через государственный бюджет, но и через внебюджетные фонды.
В любом государстве имеются различные экономические внебюджетный фонды: инвестиционные, кредитные, резервные, конъюнктурные и др. Например, в США есть фонд перестройки и развития экономики, формируемый из средств федерального бюджета (страхует банковские операции с частными промышленными компаниями, руководит новыми программами экономического развития, стимулирует бизнес (особенно в периоды спада производства).
|
|
Государственные финансы существенную роль играют в становлении новых прогрессивных, в функционировании агропромышленного комплекса. Часть средств направляются на финансирование частных и малорентабельных государственных предприятий. Особенно это актуально в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.
Научная революция –это коренное, качественное изменение, наших представлений о природе, обществе и мышлении, нашего мировоззрения, обусловленное новыми научными открытиями.
Открытие – обнаружение неизвестных ранее явлений и процессов реального мира, вносящих качественное изменение в наши представления о природе, обществе и мышлении.
Изобретение – решение технической задачи, отличающееся новизной и полезностью. Это плоды прикладной науки.
Основой новых изобретений являются научные открытия, то есть результаты фундаментальной науки.
Научно-техническая революция – совокупность коренных, качественных изменений в технике, технологии и организации производства (переворот), совершающихся под воздействием крупных научных достижений (научных открытий и технических изобретений) и оказывающих определяющее влияние на социально-экономические условия общественной жизни.
Научно-технический прогресс –движение техники, технологии и организации производства от низшего состояния к высшему, от простого к сложному, совершающееся под воздействием науки.
Принципиально новые изобретения, определяющие направление технического прогресса, создаются на основе открытий – продукта фундаментальной науки. Радиоэлектронные приборы, передача изображений на расстояние (телевидение), электрические машины, атомная энергетика и т.д. – в основе всего этого лежат результаты фундаментальной науки. Фундаментальная наука, которая, в конечном счете, определяет уровень развития прикладной науки, создание изобретений, финансируется в основном государством, так как получение прибыли от использования открытий растягивается часто на десятилетия, а иногда и века. Следовательно, именно государственные финансы определяют научно-технический и, соответственно, социально-экономический прогресс.
4. Роль финансов в развитии и социальной защите человека – основного элемента производительных сил
ООН разработан критерий для оценки уровня развития человеческого потенциала, который в определенной степени характеризует уровень жизни человека в обществе (индекс развития человеческого потенциала – ИЧРП).
ИЧРП рассчитывается, исходя из трех показателей:
- средней ожидаемой продолжительности жизни для новорожденных;
- уровня образования населения;
- размера ВВП на душу населения, рассчитанного в дол. США.
Уровень жизни в широком смысле – это комплексная характеристика внимания общества к человеку, в узком (конкретном) смысле – система показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения его потребностей.
Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Вторые показатели более предпочтительнее, они являются, как правило, комплексными показателями (например, объем национального дохода на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки (прожиточный минимум) и т.д. Показатели сопоставляются с научно обоснованными нормами.
|
|
Законной основой и основным источником денежных доходов для основной массы трудоспособного населения является заработная плата. Основными нормативными документами по оплате труда являются: трудовой кодекс, законы о минимальной заработной плате (МЗП), минимальном потребительском бюджете (МПБ) и прожиточном минимуме (ПМ), закон об индексации.
Минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда (не входят доплаты, надбавки, премии и др. компенсационные и поощрительные выплаты). Размер МЗП определяется, исходя из МПБ и устанавливается Правительством.
Минимальный потребительский бюджет –средства, необходимые для покупки набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических, социально-культурных потребностей человека (простое воспроизводство рабочей силы – восстановительный потребительский бюджет).
Основа МПБ – потребительская корзина ( научно-обоснованный, сбалансированный набор товаров, включая услуги, удовлетворяющих конкретное функциональное потребление человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей сложившейся обстановки).
Методы расчета МПБ:
нормативный (состав товаров и услуг определяется по нормам и нормативам с учетом структуры населения по полу и возрасту);
статистический (основывается на данных исследования домашних хозяйств).
Основные статьи МПБ:
1 - питание; 2 – одежда, белье, обувь; 3 – лекарства, предметы санитарии, гигиены; 4 – мебель (бытовые предметы); жилье и коммунальные услуги; 6 – культурно-просветительные мероприятия и отдых; 7 – бытовые услуги, транспорт и связь; 8 – содержание детей в дошкольных учреждениях; 9 – обязательные взносы и платежи.
|
|
Прожиточный минимум – минимальный набор товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (самые насущные потребности).
Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума (социальный норматив для оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и др. социальных выплат; определения уровня и масштабов малообеспеченности.
Восстановительный потребительский бюджет – бюджет простого воспроизводства рабочей силы.
Бюджет высокого достатка (БВД) – полное обоснованное удовлетворение физиологических и социальных потребностей, расходы на обязательные платежи, формирование сбережений для поддержания этого бюджета.
Стоимость рабочей силы определяют, исходя из стоимости жизненных средств, необходимых для ее воспроизводства. Отсюда – ставка МЗП (принципы ее установления приняты в 1928 г. Конвенцией МОТ – Международной организацией труда)
Уровень жизни определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, которые зависят не только от величины оплаты по труду, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.
Реальные доходы граждан образуются в результате распределения и перераспределения национального дохода. Они обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов.
Главными финансовыми инструментами (регуляторами) денежных доходов населения являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды.
Уровень абсолютной бедности – доля населения, чей доход ниже установленного в стране прожиточного уровня.
Уровень относительной бедности – удельный вес населения, которое не имеет возможности жить по наиболее распространенным в обществе стандартам потребления (определяется величиной личного дохода, находящегося на уровне ниже установленной в стране доли (40-50%) среднедушевого дохода.
Коэффициент фондов (дифференциации доходов) – соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения.
Индекс Джинни (коэффициент концентрации доходов) – удельный вес доходов групп населения в совокупном объеме доходов (чем равномернее распределены доходы, тем ближе индекс к нулю).
Используются также коэффициенты дифференциации среднедушевых доходов групп с наиболее высоким (БВД) и наиболее низким уровнем жизни (ПМ)
Система прямых налогов (налоги с доходов и имущества, включая прогрессивные налоги) и косвенных налогов (налоги, включаемые в цену товаров, изъятие части дохода через потребительские цены) регулирует размеры денежных доходов трудящихся, обеспечивая доходы для нетрудоспособных. Преобладание последних приводит к снижению благосостояния в первую очередь малообеспеченных граждан.
Общественные фонды потребления используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот. В ИРС удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете составляет 40-55%
Итальянец Вильфредо Парето в 1897 г. показал, что распределение доходов среди населения во всех странах и во все эпохи не подчиняется «нормальному» (гауссовскому) закону. Кривая доходов описывается формулой , где х – величина дохода, у – количество лиц, имеющих доход, превышающий х, a – минимальный доход, А и α – параметры зависимости, получаемой статистически. В логарифмических осях формула описывает прямую линию с наклоном. Парето получил наклон, равный 3/2, свидетельствующий о том, что основная масса общественного богатства сосредоточена в руках богатого меньшинства (чем меньше наклон, тем равномернее распределены доходы, равномерное распределение доходов соответствует α=1). Согласно формуле Парето в существующей экономике деньги порождают деньги (вероятность стать более богатым больше у более богатого), власть порождает власть. Парето, пораженный полученными им выводами, стал если не пламенным сторонником социализма как общества социальной справедливости, то сочувствующим, по крайней мере, его идеям.
Социальная защита – функция по обеспечению социального положения человека,сложившегося вследствие воздействия социальных рисков, и соответствующего условиям, вытекающим из неотъемлемых и общепризнанных социальных прав.
Социальные права – совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности, признаваемых целесообразными с позиций личности, социальных групп и общества в целом.
Социальные гарантии – границы социальных прав, признанные обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации, и зафиксированные в виде норм законодательства.
Социальное обеспечение – система компенсации населению последствий социальных рисков, основывающаяся, как правило, на общих налогах, поступающих в государственный бюджет.
Важнейшим показателем развития общества и уровня жизни являются социальные гарантии.Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках которых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в условиях являются: обеспечение населения работой, обеспечение материального содержания работников в случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан. Для этого созданы такие звенья, как государственный фонд занятости населения, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и др.
Пенсионный фонд – централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий временной нетрудоспособности, пособия семьям, воспитывающим детей, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
Фонд государственного социального страхования – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни или иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Фонд обязательного медицинского страхования – фонд для социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.
Государственный фонд занятости населения – обеспечение безработных граждан, в том числе осуществление государственных гарантий социальной поддержки; мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; выплата пособий по безработице, компенсаций материальных затрат; оказание материальной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на иждивении; создания дополнительных рабочих мест; расходы по разработке баланса трудовых ресурсов и программ занятости, проведение НИР; обеспечение текущей деятельности фонда и др.
Именно обеспечение производственной занятости населения является важнейшей задачей государства.
Средства государственного фонда занятости направляются на:
- обеспечение безработных граждан, включая осуществление государственных гарантий социальной поддержки;
- мероприятия по профподготовке и переподготовке безработных граждан;
- выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат;
- оказание материальной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на иждивении;
- создания дополнительных рабочих мест;
- расходы по разработке баланса трудовых ресурсов и программ занятости, проведение НИР;
- обеспечение текущей деятельности фонда и др.
1. Платежные балансы стран.
2. Внешний долг государства и управление им.
3. Налоги в системе международных отношений.
4. Роль кредита в международных отношениях.
5. Финансы союзного государства «Беларусь-Россия».
Международные экономические отношения между субъектами мирового хозяйства реализуются в следующих основных формах:
- международная торговля товарами, включая услуги;
- инвестирование капитала;
- кредитно-финансовые отношения;
- платежно-финансовые отношения.