Внешний долг государства и управление им
Предметом особого внимания является внешний долг государства. Обычно правительства стран-должников принимает все меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.
Для этого есть несколько путей:
- Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или ограничены;
- Консолидация внешнего долга (возможна только с согласия кредиторов). Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам-должникам. Наиболее известные – Лондонский клуб (банки-кредиторы) и Парижский клуб (страны-кредиторы).
- Сокращение внешнего долга путем конверсии – превращения в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ЦБ, участие в капитале, права. Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, новых технологий, но делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует приток частных инвестиций и реинвестиций в приобретаемые таким образом хозяйственные объекты;
|
|
- Обращение страны-должника к международным банкам – региональным, Всемирному банку и др.
- Другие методы (предоставление права пользования своей морской зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками и т.д.).
Рост внешнего долга страны подрывает ее авторитет, усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне, происходит перекладывание долгового бремени на будущие поколения.
Для оценки внешнего долга рассчитывают отношение его объема к ВВП. Кроме того рассчитывают еще два показателя, характеризующих платежеспособность страны. Один из низ показывает отношение величины ВД к сумме валютной выручки (в расчете на год), второй – соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год (критическое значение 25%).
В промышленно развитых странах законодательные органы строго контролируют государственный долг (в США устанавливают лимит его абсолютной величины, во Франции и Великобритании – лимит прироста за год). Внешний долг Республики Беларусь регулируется Законом «О внешнем государственном долге Республики Беларусь».
Международное движение товаров и капиталов ограничивается национальными налогами. Существенным в международном налогообложении является понятие «резидент» («резидент», лат residens – пребывающий, местный). В международной практике существуют различные критерии определения принадлежности коммерческого предприятия тому или иному государству. Такими критериями могут являться: место учреждения (США, Великобритания), место нахождения правления юридического лица (Франция, Германия), место основной деятельности юридического лица (Италия). В Республике Беларусь для определения правоспособности предприятий при совершении сделок используется критерий места их учреждения в качестве юридического лица.
|
|
Проблемой мировой торговли является двойное налогообложение.
Проблема двойного налогообложения возникает, если:
1. Одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране;
2. Один и тот же доход облагается в одной стране – на основе резидентства его получателя, а в другой – на основе правила об источнике дохода;
3. Расходы, понесенные налогоплательщиком, по-разному засчитываются в различных государствах;
4. Один и тот же доход рассматривается как имеющий свой источник в двух и ли более странах.
Методы устранения двойного налогообложения:
1. Метод налогового кредита (государство соглашается принять к зачету сумму налогов, уплаченную за рубежом);
2. Метод налогового освобождения (освобождение иностранных доходов у источника выплаты, что поощряет иностранный капитал к инвестированию);
2. Метод налоговых льгот.
Методы устранения двойного налогообложения закрепляются в международных договорах. Промышленно развитые страны практически полностью охвачены сетью таких договоров.