Базы стратегических данных

Информационная основа стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования состоит из ряда этапов:

1. Оценка текущего положения фирмы;

2. Разработка возможных целей;

3. Выявление ограничений;

4. Выбор стратегии.

Конечным результатом процесса стратегического планирования является стратегическое решение которое базируется на оценке факторов и сил, действующих как внутри фирмы так и вне ее.

Для этого организация должна располагать своевременной информацией для оценки экономических, политических, социальных, юридических и научно-технических факторов, которые могут повлиять на ее конкурентоспособность и экономическое положение в перспективе.

Это определяет необходимое более тщательного анализа информационных ресурсов используемых в процессе стратегического планирования.

Для оценки текущего положения фирмы используют базы стратегических данных. Базы стратегических данных представляют собой сжатое описание наиболее существенных стратегических моментов относящихся клиентам, внешним или внутренним, которые влияют на принятие стратегических решений.

Таблица 3 Информационная основа стратегического планирования.

Области возникновения информации База данных планирования Плановая процедура
Внутренняя экономическая информация. Тенденции и прогнозы национального и мирового развития Выявление тенденции в экономике. Прогнозирование внешней среды страны, а также международной среды.
Международная экономическая информация
Отраслевые информации Тенденции развития отрасли и характеристика рынков. Анализ рынка по отдельным видам продукции. Анализ отраслевых особенностей. Прогноз развития. Оценка изменения в типах продукции, техники и технологии. Анализ Рынков сбыта.
Научно – техническая информация Техника и технология. Новые виды товаров и услуг.
Информация о ресурсах Наиболее перспективные рынки, товары и услуги; цены, система продвижения товаров, доступность ресурсов. Оценка условий конкурентности. Характеристика возможностей основных конкурентов по каждой группе продукции, сопоставление сильных и слабых сторон фирмы и ее конкурентов.
Внутрифирменная информация Финансовые условия. Доля в производстве и доля на рынке, производственные мощности и оперативный уровень загрузки. Соотношение цен, организация маркетинговой службы. Научно – технические преимущества. Основные принципы, формы и методы управления.

Наиболее общими для всех организаций является база стратегических данных о сильных и слабых сторонах организации, об отраслевых критериях, о конкуренции, о возможностях и рисках связанных с внешними условиями, а также о мнениях и установках руководства.

База стратегических данных о сильных и слабых сторонах организации содержит краткую характеристику организации, а также ее технико-экономические показатели.

Эта база необходима при принятии стратегических решений. Примером сильных сторон организации могут служить:

- Высокая техническая оснащенность;

- Технический опыт в производстве определенного вида продукции;

- Наличие системы маркетинга в разных странах;

- Высокий имидж фирмы.

Среди основных слабых сторон можно выделить:

- Низкую долю на рынке;

- Малый ассортимент изделий;

- Недостаточная стандартизация продукции;

- Слабая сбытовая сеть.

База стратегических данных об отраслевых критериях позволяет ответить на вопрос: что необходимо сделать организации, чтобы добиться успеха в данном виде деятельности.

Так например, в отраслях производства потребительских товаров предпосылки успешной деятельности могут включать:

- стандартизацию деталей и узлов;

- выпуск крупными партиями;

- разветвленная сеть центров по изучению рынка и технического обслуживания;

- простота технологии;

- создание признанной товарной марки;

Формирование базы стратегических данных отраслевых критериев требует подробного интервьюирования высшего руководства.

База стратегических данных о конкуренции является одной из наиболее важных. В базу может быть включена информация:

- кто является самым опасным конкурентом;

- каковы их сильные и слабые стороны;

- какова предполагаемая стратегия;

- какими возможностями и ресурсами они располагают;

- какие факторы дают ощутимые преимущества конкурентам.

Базы стратегических данных о возможностях и рисках.

Чаще всего она сводится к перечню конкретных вопросов и ответов, которые отражают возможности и риски связанные с покупателями, правительственными учреждениями или другими объектами и которые служат ориентиром для планирования.

База стратегических данных о мнениях и установках руководителей.

Формируется для учета практических соображений и мнений высших руководителей в процессе стратегического планирования.

В этом случае некоторые альтернативы могут быть исключены, которые имеют мало шансов быть одобренными руководством.

Использование данной базы стратегических данных позволяет избежать непроизводственные затраты и отрицательных последствий для морального климата в организации.

Наряду с массивами стратегических данных на начальных стадиях планового процесса в качестве исходного информационного обеспечения используются прогнозы и допущения. В целом, по мнению зарубежных ученых, для эффективного осуществления стратегического планирования необходимо разработать ряд взаимосвязанных информационных подсистем, вместе с базами стратегических данных, допущениями и прогнозами удовлетворить потребности организации стратегической информацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: