Среди подсистем стратегической информации выделяют:
1 – подсистему информационного обеспечения внутренней среды которая является наиболее хорошо разработанным элементом любой информационной системы.
2 – подсистема стратегической информации о внешнем окружении. Как правило данная подсистема состоит из подсистем:
Репутация фирмы;
Потребители;
Потенциальные потребители;
Конкуренты;
Госрегулирование.
Подсистема “Репутация фирмы” служит для оценки организацией своих позиций, как по отношению к собственному прошлому так и относительно внешнего окружения. Оценка репутации фирмы чаще всего проводится в 2х основных областях:
1 – репутация продукта (цена, качество, надежность)
2 – репутация организации (имидж - качество персонала, ответственность, стабильность работы, финансовое положение).
Базовыми методами оценки репутации являются анкетирование и интервьюирование потребителей и поставщиков.
Информация о потребителях разрабатывается наиболее подробно в большинстве фирм.
|
|
Информация о потенциальных потребителях позволяет организации осуществлять рациональный выбор в отношении будущих продуктов, услуг, рынков так как именно потенциальные потребители представляют возможности будущего развития организации.
Чаще всего информационная подсистема о потенциальных потребителях разрабатывается по определенным рациональным признакам, так как полный перечень потенциальных потребителей слишком велик и его необходимо ограничить чаще всего по определенным признакам.
Эта подсистема легко совместима с подсистемой “о конкурентах”. Она является одной из наиболее важных так как ни одна организация не может эффективно действовать в условиях конкуренции, без глубокого понимания внешней среды.
Чаще всего информационная подсистема “о конкурентах” содержит характеристику профиля работ каждого конкурента, квалификацию его персонала, комплекс направления деятельности, оценку стратегий в области маркетинга, примерную оценку конкурентоспособности и имиджа.
Подсистема “О госрегулировании” содержит необходимые данные относительно нормативных и законодательных актов по регулированию данного производства, и о существующих тенденциях в этой области.
Системы стратегической информации могут различаться по уровню сложности.
Среди них выделяют:
- поисковые системы;
- системы ответа на стратегические вопросы;
- моделирующие информационные системы.
В поисковых системах потребитель запрашивает определенные сведения по ключевым словам. Полезность таких систем очевидна, однако она ограничена тем что потребитель должен довольно точно знать что он хочет.
|
|
Такое ограничение снижает потенциальную ценность системы, так как осведомленность потребителя может быть ограниченна и ему трудно определить наиболее важную информацию.
Альтернативой поисковой системы является система основанная на стратегических вопросах.
В такой системе потребитель не запрашивает конкретную информацию, а ставит “стратегические” вопросы.
Информационная система с помощью структур моделей отбирает информацию относящуюся к данному вопросу.
Системы моделирования или моделирующие информационные системы позволяют задавать вопросы типа:
- что будет если?
Однако такая моделирующая система информации является весьма сложной.