Современные формы благотворительной деятельности

Тема 4 Социальная благотворительность в современном российском обществе. Организация благотворительной деятельности в сфере культуры и искусства. Год благотворительности в России. 2007 год – год благотворительности в Татарстане.

Современное социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность

Возрождаемая сегодня благородная традиция меценатства и благотворительности требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Художественная и научная общественность с чувством какой-то ностальгии призывает "новых русских" равняться на Мамонтовых и Третьяковых, хотя, кажется, сама мало верит в то, что они действительно (если не сегодня, то уж завтра точно) придут и выступят не в роли разыгрывающих свою карту спонсоров, а в роли подлинных благотворителей. Дело в том, что на сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью.

Так, препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая в любой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных расходов и вложений. Поэтому всегда нужно иметь резерв, чтобы покрыть убытки. Это означает, что предпринимателю для благотворительности может просто не доставать оборотных средств.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательства. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995г., закреплена налоговая льгота для предпринимателей 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но из-за высоких налогов она практически не работает. Отрицательное влияние оказывает такой фактор, как недоверие к общественным организациям. Так как все отчетливо помнят смутное время перестройки, когда создавалось огромное количество мошеннических предприятий. Сегодня благотворительность носит адресный характер (без посредников), потому что жертвователи хотят быть уверенными, что их помощь дойдет до реально нуждающихся, хотят видеть, кому они помогают.

Очень часто жертвователи предпочитают сами приобретать на свои деньги то, что считают необходимым для нуждающихся. Так они обретают уверенность в том, что выделенные на благотворительность деньги никуда не пойдут на сторону. Некоторые предприятия оказывают не финансовую помощь, а бесплатно предоставляют свои услуги, имеющиеся в их распоряжении материальные ценности, товары, например: ставят школам рекламу бесплатно, передают в школу мебель, предоставляют церквям и монастырям саженцы, обеспечивают бесплатную охрану городских мероприятий. Реальная ситуация мало способствует развитию благотворительной деятельности. Спонсорство и меценатство сегодня в немалой степени определяются рациональными (или рационально формулируемыми) мотивами. Это - стремление вкладывать деньги непосредственно, минуя государственные институты, в те или иные непроизводственные сферы. Цели таких вложений могут быть различными - от реализации личных интересов, до создания дополнительной рекламы, снижения налогов, развития определенных областей науки или подготовки специалистов определенного профиля и качества. Даже если это и носит характер выполнения морального долга перед обществом, то в достаточно небольшой степени. Свое моральное обязательство удачливый бизнесмен как бы выполняет тем, что создает дополнительные рабочие места и платит налоги, перераспределяющие, таким образом, доходы в пользу общества в целом. Спонсорская деятельность предполагает определенную программу и обоснование целей и результатов вкладывания средств, отчет о расходах и т.д. В некотором роде это финансирование либо с отдаленной выгодой, либо с заведомо рискованным результатом - это, хотя и благотворительное, но в какой-то мере деловое предприятие.

Несмотря на наличие негативных факторов, у русских предпринимателей желание помочь есть.

Благотворительность играет большую положительную роль в общественных взаимоотношениях. Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Чаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям своих услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи достаточно сложный, и сложно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. Ограниченное участие в благотворительных акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

Важно, что представители коммерческих структур готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса.

Сама деятельность общественных организаций должна выглядеть для жертвователей прозрачной.

Несмотря на все недостатки российской действительности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И отличительной чертой благотворительной деятельности отечественных предпринимателей является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не общественные организации, а государственные структуры. Конечно, современным предпринимателям еще далеко до знаменитых меценатов прошлого, и руководствуются они порой совсем иными целями, но и то, что они делают, имеет огромное значение для общества.

Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе может привести к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления.

Эндаумент (целевой капитал)

Целевые капиталы появились впервые в Великобритании. Рыцарь, уезжавший покорять не христианские земли,оставлял свои земли и имущество в доверительное управление родственникам, друзьям или монастырю, чтобы при возвращении не оставаться у разбитого корыта. Если рыцарь не возвращался часть имущества шла на благотворительные цели – так появились первые частные фонды (трасты). Некоторые из таких трастов существуют и поныне, в течение более 1000 лет продолжая оказывать помощь нуждающимся. В 13-14 веках в Великобритании появляются целевые трасты не связанные с частными фондами, а переданные в виде недвижимого капитала университетам (тогда как раз появились Оксфорд и Кембридж), а также первым больницам Ии храмам. Впоследствии капиталы появились и у музеев, и крупных благотворительных организаций. Самый крупный целевой капитал в мире имеет фонд Билла и Мелинды Гейтс(около 60 млрд.) Целевой капитал Гарвардского университета 25 млрд. Доход от капитала покрывает более 30% расходов знаменитого ВУЗа.

Целевые капиталы создают Эрмитаж, МГИМО, МГУ, ПГУ. Их выпускники – элита Российского бизнеса.

Венчурная филантропия

Инвестируют средства в идеи, проекты, необязательно свои. Венчурные доноры выбирают несколько идей (чужих идей) и инвестируют в них свои средства, интеллектуальный потенциал, иные ресурсы.

Фандрейзинг – это процесс привлечения и аккумулирования средств из различных источников для реализации проекта, имеющего, как правило, социальную значимость.

Фандрейзер – продавец проектов. Фандрейзинг похож на поиск инвесторов, но отличается те, что инвесторов ищут «всерьез и надолго», фандрейзинг связан с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ, то есть не на создание основных фондов, а на деятельность. Фандрейзинг – технология естественная для социально-культурной сферы, так как проблема нехватки средсв для социальных проектов интернациональна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: