Некоторые сведения о рисунчатом трикотаже

Трикотажем называют материал, изготовляемый провязыванием пе­тель из нитей или пряжи. Рисунки на трикотажном полотне или изделии можно получить двумя способами: в процессе вязания и в процессе отдел­ки (печать, наклеивание специальной пленки, вышивание и др.).

Рисунок на трикотаже в процессе вязания создается рисунчатыми пе­реплетениями. Рисунчатыми называются переплетения, полученные на ос­нове главных переплетений (гладь, ластик, двуизнаночное) путем измене­ния цвета, строения, ориентации петель и других элементов (протяжек, на­бросков, отрезков дополнительной нити). Сочетание этих элементов в оп­ределенном порядке, дает возможность получить на трикотаже рисунки с различными эффектами.

На трикотаже могут быть получены цветные рисунки, составляющим элементом которых являются петли разного цвета, структурные рисунки, содержащие различающиеся расположением петли одинаковой формы и размеров, и сложные рисунки, являющиеся сочетанием того и другого.

Рисунчатые переплетения применяют не только для образования узо­ра, но и для получения требуемых свойств трикотажа, например, для уменьшения растяжимости, повышения формоустойчивости, толщины по­лотна и т. п. Эти свойства трикотажа являются основополагающими при выборе формы, силуэта и конструкции костюма.

Количество различающихся по структуре трикотажных переплетений огромно. Однако любое из новых трикотажных переплетений содержит элементы основных.

К основным рисунчатым переплетениям относятся:

ü поперечносоединенные переплетения,

ü продольносоединенные переплетения,

ü ажурные переплетения,

ü ананасные переплетения,

ü неравномерные переплетения,

ü филейные переплетения,

ü киперные переплетения,

ü платированные переплетения,

ü плюшевые переплетения,

ü прессовы переплетения,

ü жаккардовые переплетения,

ü уточные переплетения,

ü футерованные переплетения,

ü перекрестные переплетения,

ü перевязанные переплетения.

При вязании футерованных переплетений дополнительные нити не образуют петель, они прокладываются на некоторые иглы, отводятся к старым петлям и сбрасываются вместе с ними на новые петли грунта (рис. 44, а). Элементами рельефного рисунка здесь являются одинаковые по ве­личине, но разные по расположению протяжки футерной нити. При посто­янном раппорте кладки футерных нитей, меняя лишь расположение про­тяжек в рядах, можно получить вертикальные, горизонтальные и зигзагообразные валики, а также рисунки простых геометрических форм. Так как футерные нити не провязываются в петли, они могут быть толще, чем грунтовые, что усиливает рельеф. В качестве дополнительной нити могут быть также использованы разнообразные фасонные нити, которые прида­ют полотну интересные фактурные рисунки.










Рис 44. Виды рисунчатых переплетений

Трикотаж уточных переплетений вырабатывается введением в грунт главного или производного переплетения дополнительных нитей (рис. 44, б). В отличие от футерных переплетений нити здесь на иглы не проклады­ваются. Они располагаются в одинарном трикотаже на изнаночной стороне полотна, в двойном - внутри него. Элементами таких рисунков являются отрезки уточных нитей, различающихся расположением, длиной, цветом или петли грунта, взаимное расположение которых может быть изменено благодаря уточной кладке нитей. Если используют горизонтальные и вер­тикальные уточные нити нескольких цветов, то на изнанке трикотажа по­лучают цветные рисунки, подобные рисункам на ткани (клетка). Уточная нить может образовывать структурные или цветные рисунки четких гео­метрических форм, как бы вычерченных на поверхности трикотажного по-лотна.

Особенностью любого трикотажа пяатировтшого переплетения со­стоит в том, что в его структуре содержатся петли, провязанные из двух или более нитей (рис.44, в). Такими могут быть все петли трикотажа или только часть их. В первом случае можно получить лишь цветные рисунки,во втором - и цветные, и структурные с различными эффектами, боль­шой прочностью.

К трикотажу плюшевых переплетений относятся такие виды трикота­жа, структура которых содержит ввязанные в грунт дополнительные нити, образующие увеличенные протяжки на изнаночной стороне (рис. 44, г). Элементами рисунков на трикотаже плюшевых переплетений являются различающиеся размерами, расположением или цветом увеличенные про­тяжки из плюшевых нитей. Протяжки могут разрезаться. В этом случае получается эффект меха. При чередовании лицевых столбиков с изнаноч­ными, имеющими протяжки плюшевых петель, можно получить эффект вельвета. Плюшевые протяжки могут располагаться с одной или с обеих сторон такого трикотажа, образуя двусторонний рисунок.

Трикотаж прессовых переплетений (рис. 44, д) характеризуется нали­чием элементов двух видов, различающихся формой петель и набросков. Различное чередование этих элементов в рядах и столбиках трикотажа по­зволяет подучать цветные, структурные и сложные рисунки с различными эффектами, которые по разнообразию близки к жаккардовым рисункам.

Переплетения, в которых петельные ряды вяжутся из нескольких ни­тей при условии выборочного образования петель каждой нитью, называ­ют жаккардовыми (рис. 44, е). В зависимости от того, сколько нитей раз­личных цветов участвует в вязании, жаккардовые переплетения называют двухцветными, трехцветными и т. д.

В одинарных жаккардовых переплетениях петли одного цвета соеди­нены между собой протяжками, которые располагаются на изнаночной стороне за петлями, образованными из нитей другого цвета.

В двойном регулярном жаккардовом трикотаже в отличие от одинар­ного протяжки располагаются внутри полотна, имеются изнаночные петли из тех же нитей. Это позволяет получать цветные рисунки с обеих сторон полотна.

Двойной регулярный жаккардовый трикотаж с односторнним рисун­ком подразделяется на полный и неполный. На изнанке полного трикотажа образуются горизонтальные полосы из нити каждого цвета. В неполных двойных переплетениях обратная сторона либо пестрая, либо имеет ярко выраженные вертикальные полосы из нити каждого цвета.

Особенности структуры полного трикотажа ограничивают число цве­тов в рисунке. Применяют в основном только двух- и трехцветный трико­таж такого вида.

В накладном регулярном трикотаже жаккардовых переплетений уве­личение числа цветов в рисунке приводит к увеличению числа протяжек. Протяжки из накладных нитей проглядывают на лицевую сторону, в связи с чем фон рисунка получается пестрым. В накладном трикотаже с рельеф­ным эффектом увеличение числа протяжек не приводит к увеличению числа протяжек, лежащих между лицевыми и изнаночными фунтовыми пет­лями ряда. Растет лишь высота жаккардовых петель. Различие в размерах грунтовых и накладных петель создает эффект вышивки по трикотажу. Этот эффект может быть усилен, если накладные нити будут толще грунтовых.



Рис. 45. Зависимость пластической выразительности мотива от класса

машины

Эстетическая ценность орнаментальных рисунков на трикотаже зави­сит, во-первых, от того, насколько они соответствуют данному, конкрет­ному полотну и, во-вторых, насколько они отвечают той функции, кото­рую это полотно будет выполнять в изделии.

Важно отметить, что качество рисунчатого трикотажного полотна, его соответствие творческому замыслу во многом зависит от правильного вы­бора оборудования и плотности вязания.

Трикотажные машины и автоматы различаются процессом петлеобразования, классом, числом игольниц, устройством основных и дополни­тельных приспособлений, предназначенных для осуществления вязания, изменения ширины полотна, выработки рисунка и т. д. Машины высоких классов (начиная с 18 кл.) рекомендуются для изготовления так называе­мого тканеподобного трикотажа.

При разработке эскизов орнаментальных композиций необходимо учитывать возможности трикотажного оборудования. Для машин высокого класса возможно использование сложных пластических движений моти­вов и взаимосвязей (рис. 45, а). Для машин низкого класса предпочти­тельно использование только двух систем - квадратной и прямоугольной -с максимальным обобщением мотива, т. к. раппорт орнамента заполняется определенным количеством петельных рядов, расположенных горизон­тально, и петельных столбиков, находящихся вертикально (рис. 45, б),

Важно отметить, что способы художественного оформления трико­тажных изделий на современном этапе во многом определяются появлени­ем и использованием новых видов сырья (пряжи, нитей различного волок­нистого состава).

Рис. 46. Виды композиционной структуры орнамента

Для современного уровня развития производства характерно появле­ние новых, неизвестных ранее волокон, цветовой и структурный спектр которых вносит богатое разнообразие эффектов в орнаментальные полот­на. Сегодня можно говорить о новом этапе в развитии и оформлении со­временного трикотажа. Отдельные мотивы, выполненные различными способами на разном сырье, дают почву для творческой фантазии и массу модификаций и эффектов. На трикотажно-вязальном оборудовании могут быть получены сложные узоры любых форм, тонкие цветовые переходы, разнообразные фактурные эффекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: