Содержание и форма трикотажных орнаментов
Рис. 50. Варианты заполнении раппортной сетки |
Орнаментика костюма всегда была и будет главным фактором оценки его художественности, эстетичности и оригинальности. Поэтому при проектировании костюма дизайнер уделяет большое внимание выбору орнаментальной темы. Форма костюма, его силуэтное и образное решение должны подсказывать расположение и ритм орнаментальных элементов (рис.51).
Трикотажные изделия оформляют самыми различными мотивами: от фрагментов пейзажа, известных картин и кино-персонажей до условных геометрических беспредметных элементов.
Все разнообразие орнаментальных мотивов по пластическим свойствам можно разделить на две основные группы.
Элементы первой группы (круги, квадраты и т. п.) отличаются замкнутой формой. Элементы второй фуппы (крючки, зигзаги и пр.) - незамкнутые формы - служат связующим звеном между элементами первой группы или замыкаются между собой. Комбинация этих групп позволяет получить огромное многообразие орнаментов (рис. 52).
|
|
Сложные мотивы могут быть образованы методом комбинации простых, первичных узоров. Допустим, что орнамент представляет собой линейный орнамент из равнобедренных треугольников (рис. 53, а). Усложняя орнаментальную композицию далее, линейный орнамент может собой заполнить квадрат, прямоугольник, круг и образовать более сложную, замкнутую фигуру типа розетки - монораппорта (рис.53, б - д). В свою очередь, эти мотивы могут быть использованы для построения еще более сложного мотива - квадрата (рис 53, е, ж).
Рис. 51. Взаимосвязь формы костюма, орнаментального мотива
и образного решения
Метод комбинации - от простых форм к сложным - является наиболее приемлемым и интересным с точки зрения его реализации в трикотаж ном полотне и костюме. Интересным является и другое явление - простейший орнамент, попадая на поверхность костюма, образует новые сложные симметричные и асимметричные узоры (драпировка, движение) или из бесконечно повторяющегося линейно-раппортного орнамента превращается в кольцо или спираль.
Рис. 52. Иллюстрация зависимости характера орнамента от
формы мотива
Орнаментальные мотивы в отношении их изобразительных возможностей целесообразно разделить на три вида:
• неизобразительные мотивы, т. е. геометрические и абстрактные формы,
лишенные конкретного предметного содержания;
• изобразительные мотивы, т. е. рисунки объектов живой и неживой
природы, включая сюжетную эмблематику.
• комбинированные мотивы, представляющие собой сочетание элементов
изобразительных и неизобразительных мотивов.
|
|
Специфика трикотажного рисунка отрывает широкие возможности для использования абстрактных геометрических форм.
Даже самые простые геометрические мотивы в материале, в готовом изделии начинают звучать более интересно и напряженно. Органическое единство рисунка, фактуры, материала и способа его изготовления позволяет острее выявить художественные качества самого орнамента, подчеркнуть в совокупности технологическую, функциональную и эстетическую красоту вещи.
Рис. 53. Использование элементарных фигур в построении сложного орнаментального мотива
Геометрический орнамент составляют такие элементы, как прямые линии и их отрезки, ломаные, кривые линии, геометрические фигуры -треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, - а также другие более сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур, чаще всего путем их симметрических преобразований. Создание геометрических орнаментальных мотивов, как правило, является результатом длительного упрощения и стилизации образов, которые первоначально имели изобразительный характер. Так, например, излюбленный орнаментальный мотив - ромб, который часто встречается во многих национальных орнаментах и имеет множество символических значений (символ плодородия, солнца, женского начала и пр.) сегодня, по-прежнему считается самым эффектным трикотажным узором (рис. 54). Он не сходит со своего «пьедестала», дает массу творческих возможностей современным дизайнерам и продолжает «обрастать» новыми смысловыми значениями: «мишень», «домино», «колледж» и пр.
К неизобразительным орнаментам относятся также подоски и простые клетки. Классические орнаменты с рисунком в полоску и простую клетку (неорнаментированную) имеют широкое применение в трикотажных изделиях различного назначения. Их особое место в оформлении трикотажных изделий обусловлено не только классическим характером рисунка, но и большими возможностями трикотажного производства в получении полотен без дополнительных узорообразующих устройств на основе простейших кулирных переплетений. Орнаменты с рисунком в полоску и клетку обладают большими возможностями цветовых сочетаний, а также пространственного смешения цветов. Эффект, возникающий в результате пространственного смешения цветов, происходит на определенном расстоянии в результате слитного восприятия глазом разноцветных точек и пятен,
Рис. 54. Использование геометрического мотива "ромб" в костюме
Рис. 55. Эффект оптического смешения цвета в костюме
полосок и штрихов. Этот эффект дает рисунку дополнительные композиционные и колористические решения (рис. 55, 56).
4.6.2. Изобразительный орнамент
Мотивы изобразительного орнамента воспроизводят конкретные предметы реального мира - растения, животных, человека и т. д. В творческом процессе проектирования изобразительного орнамента дизайнеру приходится отбрасывать некоторые черты предметов, оставляя только общие, наиболее существенные и характерные для них.
На рис. 57 представлены варианты стилизации с различной степенью обобщения. Такое максимальное обобщение формы мотива дает возможность дизайнеру разнообразить масштабы, повороты, ритмические расположения, колористические решения форм в орнаменте. Таким образом, все, что было утрачено при обобщении и стилизации формы, возвращается к ней с использованием арсенала художественных орнаментальных средств.
Способ формирования орнамента и вид материала (трикотажное полотно) подсказывают выбор степени стилизации, обобщения, закругленности линий, вида симметрических решений и т. д.
Рис. 56. Эффект оптического смешения цвета в орнаменте
Идеи дизайнеров трикотажной промышленности, как правило, возникают из возможностей переплетений, вязальных машин, особенностей технологии и конструирования костюма.
|
|