Неизобразительный орнамент

Содержание и форма трикотажных орнаментов

Рис. 50. Варианты заполнении раппортной сетки

Орнаментика костюма всегда была и будет главным фактором оценки его художественности, эстетичности и оригинальности. Поэтому при про­ектировании костюма дизайнер уделяет большое внимание выбору орна­ментальной темы. Форма костюма, его силуэтное и образное решение должны подсказывать расположение и ритм орнаментальных элементов (рис.51).

Трикотажные изделия оформляют самыми различными мотивами: от фрагментов пейзажа, известных картин и кино-персонажей до условных геометрических беспредметных элементов.

Все разнообразие орнаментальных мотивов по пластическим свойст­вам можно разделить на две основные группы.

Элементы первой группы (круги, квадраты и т. п.) отличаются замк­нутой формой. Элементы второй фуппы (крючки, зигзаги и пр.) - незамкнутые формы - служат связующим звеном между элементами первой группы или замыкаются между собой. Комбинация этих групп позволяет получить огромное многообразие орнаментов (рис. 52).

Сложные мотивы могут быть образованы методом комбинации про­стых, первичных узоров. Допустим, что орнамент представляет собой ли­нейный орнамент из равнобедренных треугольников (рис. 53, а). Усложняя орнаментальную композицию далее, линейный орнамент может собой за­полнить квадрат, прямоугольник, круг и образовать более сложную, замк­нутую фигуру типа розетки - монораппорта (рис.53, б - д). В свою очередь, эти мотивы могут быть использованы для построения еще более сложно­го мотива - квадрата (рис 53, е, ж).

Рис. 51. Взаимосвязь формы костюма, орнаментального мотива

и образного решения

Метод комбинации - от простых форм к сложным - является наибо­лее приемлемым и интересным с точки зрения его реализации в трикотаж ном полотне и костюме. Интересным является и другое явление - про­стейший орнамент, попадая на поверхность костюма, образует новые сложные симметричные и асимметричные узоры (драпировка, движение) или из бесконечно повторяющегося линейно-раппортного орнамента пре­вращается в кольцо или спираль.

Рис. 52. Иллюстрация зависимости характера орнамента от

формы мотива

Орнаментальные мотивы в отношении их изобразительных возмож­ностей целесообразно разделить на три вида:

• неизобразительные мотивы, т. е. геометрические и абстрактные формы,
лишенные конкретного предметного содержания;

• изобразительные мотивы, т. е. рисунки объектов живой и неживой
природы, включая сюжетную эмблематику.

• комбинированные мотивы, представляющие собой сочетание элементов
изобразительных и неизобразительных мотивов.

Специфика трикотажного рисунка отрывает широкие возможности для использования абстрактных геометрических форм.

Даже самые простые геометрические мотивы в материале, в готовом изделии начинают звучать более интересно и напряженно. Органическое единство рисунка, фактуры, материала и способа его изготовления позво­ляет острее выявить художественные качества самого орнамента, подчеркнуть в совокупности технологическую, функциональную и эстетическую красоту вещи.

Рис. 53. Использование элементарных фигур в построении сложного орнаментального мотива

Геометрический орнамент составляют такие элементы, как прямые линии и их отрезки, ломаные, кривые линии, геометрические фигуры -треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, - а также дру­гие более сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур, чаще всего путем их симметрических преобразований. Создание геометри­ческих орнаментальных мотивов, как правило, является результатом дли­тельного упрощения и стилизации образов, которые первоначально имели изобразительный характер. Так, например, излюбленный орнаментальный мотив - ромб, который часто встречается во многих национальных орна­ментах и имеет множество символических значений (символ плодородия, солнца, женского начала и пр.) сегодня, по-прежнему считается самым эффектным трикотажным узором (рис. 54). Он не сходит со своего «пьеде­стала», дает массу творческих возможностей современным дизайнерам и продолжает «обрастать» новыми смысловыми значениями: «мишень», «домино», «колледж» и пр.

К неизобразительным орнаментам относятся также подоски и простые клетки. Классические орнаменты с рисунком в полоску и простую клетку (неорнаментированную) имеют широкое применение в трикотажных изде­лиях различного назначения. Их особое место в оформлении трикотажных изделий обусловлено не только классическим характером рисунка, но и большими возможностями трикотажного производства в получении поло­тен без дополнительных узорообразующих устройств на основе простей­ших кулирных переплетений. Орнаменты с рисунком в полоску и клетку обладают большими возможностями цветовых сочетаний, а также про­странственного смешения цветов. Эффект, возникающий в результате про­странственного смешения цветов, происходит на определенном расстоя­нии в результате слитного восприятия глазом разноцветных точек и пятен,

Рис. 54. Использование геометрического мотива "ромб" в костюме

Рис. 55. Эффект оптического смешения цвета в костюме

полосок и штрихов. Этот эффект дает рисунку дополнительные компози­ционные и колористические решения (рис. 55, 56).

4.6.2. Изобразительный орнамент

Мотивы изобразительного орнамента воспроизводят конкретные предметы реального мира - растения, животных, человека и т. д. В творче­ском процессе проектирования изобразительного орнамента дизайнеру приходится отбрасывать некоторые черты предметов, оставляя только об­щие, наиболее существенные и характерные для них.

На рис. 57 представлены варианты стилизации с различной степенью обобщения. Такое максимальное обобщение формы мотива дает возмож­ность дизайнеру разнообразить масштабы, повороты, ритмические распо­ложения, колористические решения форм в орнаменте. Таким образом, все, что было утрачено при обобщении и стилизации формы, возвращается к ней с использованием арсенала художественных орнаментальных средств.

Способ формирования орнамента и вид материала (трикотажное по­лотно) подсказывают выбор степени стилизации, обобщения, закруглен­ности линий, вида симметрических решений и т. д.

Рис. 56. Эффект оптического смешения цвета в орнаменте

Идеи дизайнеров трикотажной промышленности, как правило, возни­кают из возможностей переплетений, вязальных машин, особенностей технологии и конструирования костюма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: