Орнамент, его происхождение и основные вилы

Костюм и орнамент

Орнамент (от латинского «ornamentum» - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Его особое назначение - украсить поверхность предмета с по­мощью условного орнаментального языка.

Возникновение орнамента обусловлено трудовой деятельностью че­ловека. Например, рисунок клетки возник при выработке тканей на про­стейшем ткацком станке, спиралевидные витки получились при плетении веревок и т. п. Подобный характер орнамента принято называть техниче­ским.

Затем в процессе исторического развития каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему символических орнаментов, по которой можно безошибочно определить время и страну, где была создана та или иная вещь. Фактически любой орнамент можно назвать символическим, т. к. орнаментальные мотивы, созданные человеком являются условно-символическими изображениями, которые обозначают какое-либо поня­тие, идею, явление. Например, в киргизском народном орнаменте до сих пор существуют законы сочетания элементов, пользуясь которыми мастера рассказывают целые повести (киргизский орнамент состоит из 173 основ­ных символов, которые в сочетании с другими элементами составляют свыше 3500 орнаментальных сюжетов).

Специфика орнаментального языка способна донести до зрителя как конкретные образы, адекватные первоисточнику, так и изображения в виде абстрактных пластических образов, в виде системы символов. Подобная система, передающаяся из поколения в поколение, выражает соотношение материального и духовного мира, раскрывает национальный колорит народа. Всякий мотив из этой системы несет в себе определенную тональность и является хранилищем информации о том, что он изображает, открывая духовную сущность орнамента.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический; изобразительный (растительный, зооморфный, предметный и т. д.); комбинированный.

Геометрический орнамент (рис. 41, а) состоит из точек, прямых и пе­ресекающихся линий, зигзагов, кругов, многогранников, спиралей и про­чих фигур. Первооснова практически любой геометрической формы - это какая-то реально существующая форма, до пределов обобщенная и упро­щенная (греческий меандр - волна, круг - солнце и т. д.)

Растительный орнамент (рис. 41,6) состоит из стилизованных листь­ев, цветов, веток и т. п. Этот самый распространенный после геометриче­ского орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия ис­пользуемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трак­туются реалистично, объемно, в других - предпочтение отдается стилизо­ванно-обобщенной форме.

Зооморфный орнамент (рис. 41, в) изображает стилизованные фигуры реальных или фантастических животных. Иногда подобный орнамент на­зывается звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный или человекообразный орнамент (рис. 41, г) в каче­стве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

Каллиграфический или шрифтовой орнамент (рис. 41, д) составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пла­стическому рисунку и ритму. Такие стилизованные надписи украшают, например, среднеазиатские мечети, ювелирные украшения.

Комбинированный орнамент (рис 41, е) представляет собой, сочета­ние изобразительных мотивов, с одной стороны, и абстрактных форм, с другой. Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных ви­дов, например геометрических и растительных (арабеска), геометрических и звериных (тетратология).

Некоторые исследователи называют орнамент «искусством ритма», подчеркивая повторяемость составляющих мотивов, видя в ритме основу «языка» орнамента. Другие не считают возможность принять ритмичность характерным признаком орнамента на том основании, что ритм присущ и другим видам искусства, например, скульптуре и архитектурным соору­жениям. Но ритм и повторяемость - это один из основных и важнейших признаков орнамента.

Орнаментальное искусство является сложным и специфическим. Ор­намент до сих пор не нашел своего четкого места в системе искусств, по­скольку не правильно было бы сводить сущность орнамента к одной лишь функции украшения вещи. Орнамент не только оформляет поверхность, акцентируя внимание на той или иной ее детали, но и обогащает художественно-образный смысл изделия. Он обладает удивительной способностью перевоплощать реальные формы и предметы объективной действительности в орнаментальные изображения, придавая им новое образ­но-символическое содержание.

Орнамент сохраняет свой образный смысл даже в том случае, когда отделен от декорируемой поверхности предмета, например, при отдельной перерисовке мотива орнамента. Это говорит о том, что орнамент обладает относительной самостоятельностью (автономией) в художественно-образном отношении.

Вместе с тем известно, что орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства и чаще всего является неотъемлемой частью предмета, подчеркивая его архитектоническую особенность, следователь­но, можно считать, что внесение орнамента в предмет является формой проявления синтеза в искусстве. Примером подобного синтеза может служить любой костюм из трикотажа с орнаментальными полотнами.

Рис. 41. Виды орнаментов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: