Налогового учета

НЕОБХОДИМОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Налоги - это установленный государством в лице уполномочен­ного органа в административном порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенные сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквива­лентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.

Налоги используются государством в качестве экономического рычага, регулятора экономики и становятся обязательными плате­жами, взимаемыми в соответствии с законами в определенных раз­мерах и установленных сроках. Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях - регулирующей, фискальной и пере­распределительной. Государство, используя функции налогов, оп­ределяет систему налогов и разрабатывает механизм функциони­рования, проводит различные мероприятия в области налогов в со­ответствии с выработанной экономической политикой в зависимос­ти от социально-экономических целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направ­лением в области налоговой политики является определение нало­гов, эффективно выражающих новые отношения между государством и налогоплательщиками.

Налоговая система представляет собой совокупность финансо­вых отношений государства с юридическими и физическими лицами, налогов и сборов, форм, методов и способов налогообложе­ния, юридических актов по последнему, а также совокупность орга­нов управления и налоговых служб.

Налоговая система в структурном плане состоит из следующих основных элементов - совокупность финансовых отношений и нало­гов, выражающих эти отношения, налоговый механизм - совокуп­ность методов и способов налогообложения, совокупность органов управления и налоговых служб. Налоговая система представляет собой сложную модель, состоящую из различных компонентов.

Налоги можно классифицировать:

1) по объектам обложения;

2) по использованию;

3) по органам, взимающим налоги;

4) по экономическому признаку;

5) по степени оценки объекта обложения.

Налоги в РК подразделяются на прямые и косвенные. Суммы на­логов и других обязательных платежей поступают в доходы соответ­ствующих бюджетов в порядке, определенном Законом РК «О бюд­жетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

К прямым налогам относятся:

• корпоративный подоходный налог;

• индивидуальный подоходный налог;

• налоги и специальные платежи недропользователей;

• социальный налог;

• земельный налог;

• налог на транспортные средства;

• налог на имущество.

К косвенным налогам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы.

Налоговое законодательство РК состоит из Указа Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (от 24 апреля 1995 года № 2235 с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с указом Президента РК, имеющими силу закона в последующие годы), Закон РК от 23 января 2001 года № 147-II «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года № 209-II с изменениями и дополнени­ями, которые устанавливают обя­зательные платежи налогового характера в республиканский и мест­ные бюджеты и регулируют налоговые отношения в РК.

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает про­изводственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.

В экономической литературе определения налогового учета рас­сматриваются с двух точек зрения:

- Налоговый учет в широком смысле слова выступает в виде про­цесса фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и результатов для определения показате­лей, необходимых взносу в бюджет. С этих позиций налоговый учет можно рассматривать, как и любой учет, в том числе и статистичес­кий, и бухгалтерский, если они связаны с налогообложением.

Иными словами, в случае, когда бухгалтерский учет использует­ся для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, то он начинает выполнять две функции: учетно-финансовую (основная функция) и учетно-налоговую (вспомогательная функция).

- Налоговый учет в узком смысле слова - это специализирован­ная система, применяемая исключительно в случае, когда бухгал­терский учет неприменим для расчета сумм налогов, причитающих­ся взносу в бюджет.

Представляется, что именно такой подход позволяет выделить налоговый учет в «чистом виде», т.е. в качестве самостоятельной и независимой системы финансовых отношений.

Однако представляется, что рассмотрение налогового учета толь­ко в узком смысле необоснованно, так как:

> во-первых, подобный подход исключает из рассмотрения и анализа целый блок бухгалтерско-учетных отношений, непос­редственно применяемых для исчисления налога;

> а во-вторых, в любом случае, исторически, налоговый учет сформировался через отмежевание от учета бухгалтерского, который и является для него первичным.

Следовательно, налоговый учет представляет собой систему сбо­ра, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информа­ции, необходимой для правильного исчисления налоговых обяза­тельств плательщика. Его возникновение связано с обособлением от учета бухгалтерского, который для него является первичным.

В мировой практике по степени участия бухгалтерского учета в системе налогового учета выделяются три его вида (рис. 3):

Бухгалтерский налоговый учет;

Смешанный налоговый учет;

Абсолютный налоговый учет.


Рисунок 1. Виды налогового учета

Данные виды налогового учета в Казахстане находят отражение в определенной их комбинации. Так, в республике отдельные налого­вые платежи рассчитываются без участия показателей бухгалтерс­кого учета (таможенные пошлины, государственные пошлины и т.п.). При этом существующая методология налогового учета практически в целом основана на учете бухгалтерском.

Положения и нормы, регламентирующие порядок и условия ве­дения налогового учета, содержатся в налоговом законодательстве.

1. Бухгалтерский налоговый учет. Показатели налогового учета формируются исключительно на данных бухгалтерского учета.

По количеству исчисляемых налоговых данный! вид налогового уче­та является определяющим, поскольку традиционно отечественная система налогообложения была ориентирована на показатели бухгал­терского учета, что свидетельствует об универсальности последнего.

2. Смешанный налоговый учет. Показатели налогового учета формируются на основе данных бухгалтерского учета, но с исполь­зованием определенных методов для целей налогообложения. При данном методе налогового учета налогоплательщик первоначально использует показатели своего бухгалтерского учета, а после этого производит корректировку полученных показателей по специальной методике, предусмотренной налоговым законодательством.

3. Абсолютный налоговый учет. Показатели налогового учета формируются без участия бухгалтерского учета. Случай, когда нало­говые платежи рассчитываются без участия показателей бухгалтерс­кого учета тоже достаточно распространены. Так, без участия бухгал­терских показателей исчисляются таможенные пошлины, государствен­ная пошлина, сбор на содержание милиции, плата за воду и др.

В мировой практике сложилось два подхода к решению проблем ведения налогового учета. Первая модель имеет наименование «Кон­тинентальной» и представляет собой положение, при котором бух­галтерский и налоговый учет фактически совпадают и первый вы­полняет все фискально-учетные задачи (см. рис. 4). К континенталь­ной системе относятся, в частности, учетные системы Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Италии и др. Именно к континенталь­ной модели можно отнести соотношение бухгалтерского и налого­вого учета в Казахстане до 1995 г.

Вторая модель соотношения бухгалтерского и налогового учета носит наименование «Англосаксонской», к ней относятся, в основ­ном, США, Англия, Австрия, Канада и др. Данная система предпо­лагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского, так и налогового учета (см. рис. 5). Можно утверждать, что с сере­дины 1995 года существующие отечественные учетные системы при своем взаимодействии стали относиться к англосаксонской модели.

Ведение налогового учета позволяет решить государству в лице его фискальных органов целый ряд задач, решение которых с использо­ванием только системы бухгалтерского учета просто невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow