Налоговая политика организации

В республике сложились благоприятные условия для формирова­ния национальной учетной и налоговой политики, ориентированной на действующие Международные бухгалтерские стандарты и систе­мы налогообложения, применяемые в странах развитыми и рыноч­ными отношениями.

В нормативных документах по налогообложению существует дос­таточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Это в свою очередь приводит к необходимости ведения налогового учета. Также современное налоговое законодательство позволяет «гово­рить» о возможности регулирования налоговых показателей деятель­ности субъекта. Существование возможности выбора и способов ве­дения налогового учета приводит к необходимости закрепить спосо­бы и формы налогового учета внутренними документами предприятия. В качестве такого документа можно предложить положения о нало­говой политике. Положения налоговой политики закрепляются в при­казе об учетной и налоговой политике, формируемой субъектом на новый финансовый год в виде самостоятельного раздела.

Способы и формы налогового учета, закрепленные такими доку­ментами, должны использоваться предприятием в течение всего налогового года, изменения могут быть внесены либо в начале но­вого налогового года, либо в связи с тем, что произошли измене­ния в налоговом законодательстве (добровольное или обязательное изменение налоговой политики).

Под политикой налогового учета понимается выбранная предпри­ятием совокупность способов ведения налогового учета: общие прин­ципы организации налогового учета, процедуры корректировки дан­ных бухгалтерского учета в целях налогообложения и исчисления налогооблагаемых баз, способов исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Процесс разработки политики налогового учета должен завершать­ся ее утверждением и раскрытием для заинтересованных пользова­телей (в первую очередь, территориальным налоговым комитетам). Политика налогового учета может быть оформлена либо как часть учет­ной политики предприятия, либо в виде самостоятельного докумен­та. Налоговое законодательство, в отличие от бухгалтерского, не содержит требований по формированию и раскрытию политики нало­гового учета, поэтому традиционно политика налогового учета офор­мляется по тем же требованиям, которые сформулированы системой нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В политике налогового учета должны ориентироваться:

1) руководитель организации - так как он несет ответственность за ее формирование;

2) главный бухгалтер, в связи с тем, что он составляет финансо­вую отчетность предприятия;

3) специалист по налогам - поскольку только при его профессио­нальном участии можно грамотно и всесторонне обосновать содержа­ние Положения как совокупности способов ведения налогового учета;

4) аудитор, так как налоговый учет будет являться одним из ос­новных объектов аудиторской проверки;

5) налоговый инспектор, поскольку от элементов политики нало­гового учета зависит в конечном итоге порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Ответственность за организацию налогового учета должен нести руководитель предприятия.

На выбор и обоснование политики налогового учета могут влиять различные факторы. Это и организационно-правовая форма хозяй­ствующего субъекта, объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность, налоговое поле деятельности (осво­бождение от различных видов налогов, ставки налогов, льготы по налогам), наличие материальной базы (обеспеченность компьютер­ной техникой, программно-методическим обеспечением и т.д.), уро­вень квалификации бухгалтерских кадров и другие. Только принимая во внимание совокупность влияющих факторов, можно правильно подойти к обоснованию политики налогового учета.

Положение о политике налогового учета должно включать в себя об­щие положения, методику ведения и организацию налогового учета.

Общие положения политики налогового учета должны предусмат­ривать основополагающие принципы учета; цели и задачи, выпол­няемые данным видом учета; перечень основополагающих норма­тивно-правовых документов, регламентирующих ведение налогово­го учета. Формирование и содержание данного раздела Положения о политике налогового учета должно основываться на действующем налоговом законодательстве и быть единым для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ха­рактера деятельности.

Второй раздел Положения о политике налогового учета - методика ведения налогового учета - должен раскрывать основные методы, используемые предприятием при учете налогов. Содержание данного раздела должно основываться также на налоговом законо­дательстве, отдельные элементы раздела выбираются организаци­ями самостоятельно и зависят от конкретных условий их деятельно­сти. Прежде всего, в этом разделе Положения о политике налогово­го учета должен быть предусмотрен и утвержден метод учета фор­мирования налогооблагаемой базы. Выбранный метод утверждает­ся политикой налогового учета и не может быть изменен в течение финансового года. Как правило, предприятием устанавливается выбранный метод на длительный срок (ряд лет).

Методика налогового учета должна предусматривать также веде­ние раздельного учета затрат на производство и реализацию по раз личным видам деятельности и видам выпускаемых товаров (работ услуг). Для тех юридических лиц, которые являются плательщиками корпоративного подоходного налога, политикой налогового учет; необходимо предусмотреть перечень затрат, которые при повышении нормативных значений, увеличивают налогооблагаемый доход.

Третий раздел Положения о политике налогового учета - органи­зация налогового учета предусматривает круг лиц, осуществляющих налоговый учет, их должностные инструкции (права, обязанности); формы учетных документов, применяемых для оформления налого­вых расчетов; порядок и технологию обработки учетной информации; порядок проведения внутреннего контроля за правильностью веде­ния налогового учета и другие вопросы. Этот раздел должен также основываться на действующем законодательстве, но и его содержа­ние может варьироваться в зависимости от различных факторов: орга­низационной структуры, численности работников организации и дру­гих. Элементы данного раздела разрабатываются предприятием са­мостоятельно и зависят от конкретных условий ее деятельности.

Организация налогового учета должна предусматривать, прежде всего, круг лиц, осуществляющих учет. Как правило, на предприя­тии расчет налоговых платежей осуществляется бухгалтерской служ­бой. Наличие же в структуре специализированных служб (особенно у крупных налогоплательщиков), которые занимаются вопросами налогообложения, актуально именно сейчас, когда происходит по­степенное разделение бухгалтерского учета и налогового учета.

Предприятие, в зависимости от конкретных условий, может пре­дусмотреть ведение налогового учета.

Если ведение налогового учета на предприятии будет осуществ­ляться специализированной службой налогового учета или штатным специалистом по налогам, необходимо разработать должностные инструкции для данного круга лиц, в которых будут регламентиро­ваться их права и обязанности, перечень выполняемых функций, по­рядок взаимодействия с бухгалтерской службой и другие вопросы. Специалист по налогам назначается на должность и освобождается от должности руководителем по согласованию с главным бухгалте­ром. Он должен нести ответственность за ведение налогового учета, за своевременное представление полной и достоверной налоговой отчетности, за осуществление внутреннего налогового контроля в организации. Должностные инструкции специалистов по налогам не­обходимо приводить в Положении о политике налогового учета.

Положением о политике налогового учета должны быть преду­смотрены и утверждены формы налоговых регистров. Дело в том, что в некоторых ситуациях данных бухгалтерского учета недостаточно для расчета сумм налогов, причитающихся к взносу в бюджет. В таких слу­чаях необходимо использовать специально разработанные налоговые учетные регистры, которые предприятия могут разрабатывать само­стоятельно. Рабочие формы налогового учета должны быть приведены в Положении о политике налогового учета. Представляется, что пер­вичная информация по налогам, содержащаяся в первичных докумен­тах бухгалтерского учета, накапливается и систематизируется в реги­страх бухгалтерского учета и налогового учета. И только после обобщения из регистров она должна переноситься в сгруппированном виде в налоговые расчеты. В необходимых случаях первичная информация может накапливаться в первичных налоговых документах.

Налоговые расчеты - это специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. По каждому виду налогов существует соответствующая форма налого­вого расчета. Количество форм налоговых расчетов зависит от коли­чества уплачиваемых налогов и сборов. Поэтому в Положении о по­литике налогового учета должен быть приведен перечень приме­няемых на предприятии типовых форм налоговых расчетов.

Специфической особенностью налогового учета является то, что все начисленные и оплаченные в бюджет и во внебюджетные фонды налоги и платежи в обязательном порядке отражаются на счетах и в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому политикой налогового уче­та необходимо предусмотреть всю последовательность обработки налогово-учетной информации, начиная с первичных бухгалтерских и налоговых документов и заканчивая регистрами аналитического и синтетического учета.

Общая схема обработки учетно-налоговой информации должна быть представлена в Положении о политике налогового учета. Дан­ным разделом Положения о политике налогового учета целесообраз­но утверждение также перечня должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах. Все плательщики налога на добавлен­ную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации продукции (работ, услуг). Выписываемые счета-фактуры должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером. Представляется нереальным, особенно на крупных пред­приятиях, подписывать все счета-фактуры лично руководителем и главным бухгалтером. Поэтому желательно назначение уполномочен­ных лиц, которые имеют право подписывать данные документы. На практике это могут быть заместители директора по финансовой части и заместители главного бухгалтера. В любом случае все должност­ные лица должны быть перечислены в соответствующем пункте Поло­жения о политике налогового учета.

В положении о политике налогового учета необходимо провести сроки и последовательность осуществления проверки по элементам налогового учета.

Рисунок 3. Процесс обработки налогово-учетной информации

Кроме вышеизложенного, в Положении должны определяться также сроки уплаты налоговых платежей, необходимо предусмот­реть налоговый календарь на финансовый год по видам уплачивае­мых налогов, а также по срокам предоставления в налоговые служ­бы специальных налоговых расчетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: