double arrow

Джулиан Роттер: теория социального научения


А. Бандура: социально-когнитивный подход

Социально-когнитивное направление А. Бандура и Дж. Роттера.

Аналитические принципы:

· Поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (вера, ожидание, самовосприятие) и факторами окружения;

· Поведение целенаправленно, оно опосредуется уникальной способностью человека думать и предвидеть, важны такие когнитивные переменные как восприятие, ожидание, ценности.

· Акцент на роли бучения через наблюдение, через взаимодействие между людьми и с объектами; поведение сложным образом соединено с нуждами, требующими удовлетворения в процессе взаимодействия с другими людьми;

Б. указывает на важность самостоятельного воздействия индивида во всех аспектах (мотивы, эмоции, действия). Учитывает способность субъекта предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над повседневной жизнью.

Люди – и продукт, и производитель своего окружения, взаимный детерминизм, использование символов. Использование символов позволяет индивиду формулировать и сохранять ориентиры для будущего поведения.




Индивид обучается не только на своем, но и на чужом опыте, через наблюдение, на основе примеров навыков поведения. Подкрепление – не единственный способ научения, наблюдение (прямое или опосредованное) тоже способ научения. Использование наблюдения для научения – уникальное свойство человека. Наблюдая, субъект моделирует поведение, извлекает общие черты, формулирует правила поведения, дающие возможность идти дальше, формулировать свой стиль поведения. Люди формулируют когнитивный образ поведенческих реакций через наблюдение определенных моделей поведения. Эта информация хранится в долговременной памяти и служит ориентиром для поведения. Процесс социализации как процесс наблюдения.

Люди регулируют свое поведение на основе ожидаемых последствий, они создают ожидаемые последствия для самих себя. Предвидение подкрепления или наказания – способ усиливать желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать модели поведения.

Внешние подкрепление не является решающим. Оно действует через две функции: информативная – указание на возможную правильную реакцию, правильное поведение; побудительная информация – возможные последствия действий и соответствующее регулирование поведения.

Имеет целью спрогнозировать поведение человека в сложных социальных ситуациях. Использует для этого 4 переменные: потенциал поведение, ожидания, ценность подкрепления, психологическая ситуация. Потенциал поведения – варианты реакций, выбор которых зависит от культурных образцов, включает все виды человеческой деятельности, которые как-то можно измерить.



Ожидания – субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Основаны на предыдущем опыте. Обеспечивают постоянные формы поведения и стабильность личности. Ожидания не всегда соответствуют реальности. Связаны с познавательными процессами. Все ожидания делятся на специфические (в единственной ситуации, невозможно прогнозировать) и генерализованные (обощенный опыт различных ситуаций, можно прогнозировать).

Ценность подкрепления – частота, с которой при равной вероятности мы предпочтем одно подкрепление другому. Основана на предыдущем опыте, на различных оценках важности деятельности и ее результатов, может меняться от ситуации к ситуации с течением времени. Связана с мотивацией, а не с ожиданиями.

Психологическая ситуация – индивидуальное восприятие социальной ситуации. Теорема Томаса. Ситуация – комплекс ключевых раздражителей.







Сейчас читают про: