Статья 40. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Глава VI. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов

Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания

Глава I. Общие положения

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Приложение

Учебная

Гусов К. И. Право социального обеспечения: Учебное посо­бие. М., 2000.

Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие. М., 2001.


Приняты Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 33. Ст. 1318.

[ Извлечение ]

Статья 21. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекцион­ных и профессиональных заболеваний работники отдельных про­фессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, пе­речень которых утверждается Правительством Российской Федера­ции, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению от­дельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспер­тизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации и пере­сматривается не реже одного раза в пять лет.

Статья 27. Права инвалидов

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обес­печение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изде­лиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную меди­ко-социальную помощь в учреждениях государственной или муни­ципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае не­способности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и пе­речень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополни­тельные льготы.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до дос­тижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оп­лачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использова­ны одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.


Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»

Принят Верховным Советом РСФСР 19 апреля 1991 г.

(Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении из­менений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"», с изменениями от 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565.

[ Извлечение ]

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и орга­низационные основы государственной политики содействия занято­сти населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются междуна­родными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Пра­вительством Российской Федерации.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее П дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, «удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту ра-1боты, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не «имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной ва-1люты в рубли по официальному курсу, установленному на день (увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занято­сти подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их ре­гистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане призна­ются безработными с первого дня предъявления указанных доку­ментов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Феде­рации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пен­сии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмот­ренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вари­антов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оп­лачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражда­нину не может быть предложена одна и та же работа (профессио­нальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в при­знании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для реше­ния вопроса о признании их безработными.

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; пре­кративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами служ­бы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имею­щейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода вы­платы пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 меся­цев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания се­зонных работ.

4. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражда­нина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума тру­доспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчис­ленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагае­мый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчислен­ного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занято­сти населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защи­ту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, соци­ального положения, политических убеждений и отношения к рели­гии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж­дан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспече­нию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоценного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поис­ке работы;

сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния в обеспечении занятости населения и согласованности их дей­ствий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социаль­ной политики, включая инвестиционно-структурную политику, со­циальное обеспечение, регулирование роста и распределение дохо­дов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профес­сиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению заня­тости населения и контроля за ними;

обеспечение занятости в местах проживания коренных малочис­ленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Россий­ской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм,

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных ка­тегорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости на­селения

1.Работодатели содействуют проведению государственной по­литики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отно­шения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подго­товке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других ра­ботодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организа­ций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих со­хранение и рациональное использование профессионального потен­циала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инва­лидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного само­управления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защи­те, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для тру­доустройства таких граждан.

2. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данной организации про­цедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, не­обходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

4. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.

5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на ра­боту.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы за­нятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.


Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Принят Государственной Думой 17 мая 1995 г. Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 г.

Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов, являющегося одним из направлений деятельности по социаль­ной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, ис­ходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Статья 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инва­лидов представляет собой деятельность по удовлетворению потреб­ностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность соци­альных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натураль­ных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга, содействие в организации риту­альных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожи­лого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из на­стоящего Федерального закона, других федеральных законов, при­нимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные на­стоящим Федеральным законом, то применяются правила междуна­родного договора (соглашения).

Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан по­жилого возраста и инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;

предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

обеспечения равных возможностей в получении социальных ус­луг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

преемственности всех видов социального обслуживания;

ориентации социального обслуживания на индивидуальные по­требности граждан пожилого возраста и инвалидов;

приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

ответственности органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Статья 4. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инва­лидам возможность получения социальных услуг на основе принци­па социальной справедливости независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоя­тельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается воз­можность получения достаточных для удоачетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государ­ством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных государством социаль­ных услуг является базовым, определяется Правительством Россий­ской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокраще­ние объема гарантированных государством социальных услуг не до­пускается.

На основе федерального перечня гарантированных государством социальных услуг устанавливается территориальный перечень га­рантированных государством социальных услуг, утверждаемый орга­ном исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уче­том потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на соци­альное обслуживание

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчи­ны старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуж­дающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвиже­нию, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инва­лидов осуществляется по решению органов социальной защиты на­селения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями соци­ального обслуживания иных форм собственности.

Статья 6. Права иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев, в сфере социального обслуживания

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе бе­женцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслужи­вания, что и граждане Российской Федерации, если иное не уста­новлено законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Права граждан пожилого возраста и инвалидов при по­лучении социальных услуг

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

уважительное и гуманное отношение со стороны работников уч­реждений социального обслуживания;

выбор учреждения и формы социального обслуживания в по­рядке, установленном федеральным органом социальной защиты

населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

согласие на социальное обслуживание;

отказ от социального обслуживания;

конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судеб­ном порядке.

Статья 8. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на ин­формацию в сфере социального обслуживания

Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показа­ниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.

Информация о социальных услугах предоставляется социальны­ми работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, при­знанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в ста­ционарные или полустационарные учреждения социального обслу­живания, а также их законные представители должны быть предва­рительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

Статья 9. Согласие на социальное обслуживание

Социальное обслуживание осуществляется при условии добро­вольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на полу­чение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недее­способными, дается их законными представителями после получе­ния сведений, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Федерального закона. При временном отсутствии законных пред­ставителей решение о согласии принимается органами опеки и по­печительства.

Помещение в стационарное учреждение социального обслужи­вания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в уста­новленном законом порядке недееспособными, — на основании письменного заявления их законных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стацио­нарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основани­ях и в порядке, предусмотренных статьей 15 настоящего Федераль­ного закона, а также Законом Российской Федерации «О психиат­рической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в специ­альные стационарные учреждения социального обслуживания осу­ществляется на условиях, указанных в статье 20 настоящего Феде­рального закона.

Статья 10. Отказ от социального обслуживания

Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслужива­ния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоя­щего Федерального закона.

В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожи­лого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.

Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состоя­ния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письмен­ным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их за­конных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Статья 11. Конфиденциальность информации

Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.

Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации.

Статья 12. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, прожи­вающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

1.Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются

правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на:

1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитар­но-гигиеническим требованиям;

2) уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

3) бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также на бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

4) социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

5) добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

6) медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

7) свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

8) бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

9) предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

10) сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и об­щественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслужива­ния, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, — в течение всего времени пребывания в этом уч­реждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения со­циального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеоче­редное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях со­циального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспече­нию жилыми помещениями вне очереди органами местного само­управления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная про­грамма реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;

II) участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреж­дениях социального обслуживания.

2. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.

4. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в ста­ционарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на услови­ях трудового договора.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на ус­ловиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачивае­мый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в ста­ционарных учреждениях социального обслуживания, могут участво­вать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицин­скими рекомендациями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, про­живающих в стационарных учреждениях социального обслужива­ния, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Статья 14. Отказ от услуг стационарного учреждения социального обслуживания

Граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в ста­ционарных учреждениях социального обслуживания и не относя­щиеся к категории граждан, указанных в части первой статьи 15 на­стоящего Федерального закона, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений.

Статья 15. Ограничения прав граждан пожилого возраста и инва­лидов при оказании им социальных услуг

Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмот­ренном настоящим Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) ак­тивному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согла­сия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслужи­вания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способ­ность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представите­лей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактетерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставле­нии социальных услуг на дому.

Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инва­лидам социальных услуг по основаниям, определенным в части третьей настоящей статьи, подтверждается совместным заключени­ем администрации муниципального центра социального обслужива­ния (органа социальной защиты населения) и врачебно-консульта­тивной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инва­лидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставле­нии данного вида услуг.

Статья 16. Формы социального обслуживания

1, Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Статья 17. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе (сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

5. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

6. Порядок и условия зачисления на социальное обслуживание на дому определяются федеральным органом исполнительной власти по социальной защите населения.

Статья 18. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граж­дан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологи­ческими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указан­ных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципаль­ных центрах социального обслуживания или при органах социаль­ной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся меди­цинские работники, профессиональная деятельность которых регу­лируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Статья 19. Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает соци­ально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и под­держание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, со­хранившие способность к самообслуживанию и активному передви­жению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслу­живание принимается руководителем учреждения социального об­служивания на основании личного письменного заявления гражда­нина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здра­воохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в му­ниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной зашиты населения.

Статья 20. Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказа­ние разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожи­лого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим

способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по соз­данию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адек­ватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельно­сти, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской по­мощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого воз­раста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отде­лениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими не­достатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстрой­ствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полно­стью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за ко­торыми в соответствии с действующим законодательством установ­лен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному жела­нию принимаются на социальное обслуживание в специальные ста­ционарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в ста­ционарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социаль­ного обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представ­ления администрации указанных учреждений, переведены в специ­альные стационарные учреждения социального обслуживания.

Статья 21. Обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания

Администрация стационарного учреждения социального обслу­живания обязана:

соблюдать права человека и гражданина;

обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность гра­ждан пожилого возраста и инвалидов;

информировать граждан пожилого возраста и инвалидов, про­живающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;

исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечите­лей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждаю­щихся в опеке или попечительстве;

осуществлять и развивать просветительную деятельность, орга­низовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслу­живания, возможность пользоваться телефонной связью и поч­товыми услугами за плату в соответствии с действующими тари­фами;

выделять супругам из числа проживающих в стационарном уч­реждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного про­живания;

обеспечивать возможность беспрепятственного приема посети­телей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;

обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

исполнять иные функции, установленные действующим законо­дательством.

Статья 22. Срочное социальное обслуживание

1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

2. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

3. Срочное социальное обслуживание осуществляется муници­пальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты насе­ления.

Статья 23. Социально-консультативная помощь

1. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

2. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

Статья 24. Оплата надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учре­ждениях социального обслуживания

1. Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

2. Бесплатно оказываются социальные услуги:

1) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

3) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

3. Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

1) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

3) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

4. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

5. Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и терри­ториальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

6. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

7. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется указанными гражданами или их законными представителями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счета учреждений социального обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников в размере, определяемом органами социальной защиты населения, в ведении которых находятся указанные учреждения, сверх бюджетных ассигнований. Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания в части средств, поступающих от оплаты социальных услуг, подлежат льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами, принимаемыми на платное обслуживание, или с их законными представителями договоры, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.

10.Оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения принадлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество, на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11.Сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) сохранения за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужденном жилом доме (жи­лом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением,

отвечающим требованиям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необхо­димой помощи;

2) получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населения на оформление сделки.

Статья 25. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм соб­ственности и состоит из государственного, муниципального и него­сударственного секторов социального обслуживания.

Статья 26. Государственный сектор социального обслуживания

В государственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Феде­рации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслужи­вания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учрежде­ния муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за разви­тие муниципального сектора социального обслуживания на подве­домственных территориях, а также обеспечивают контроль за посту­плением государственных стандартов качества социального обслужи­вания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Органы местного самоуправления предоставляют му­ниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с феде­ральным и территориальными перечнями гарантированных государ­ством социальных услуг, предусмотренных в статьях 17, 19, 22 и 23 настоящего Федерального закона, а также выделяют площади для

создания специализированных производств для трудоустройства ин­валидов и граждан пожилого возраста.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры со­циального обслуживания осуществляют организационную, практи­ческую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Муниципальные центры социального обслуживания занимают­ся выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждаю­щихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в по­лустационарных и нестационарных условиях, осуществляют сроч­ное социальное обслуживание, а также оказывают населению соци­ально-консультативную помощь.

В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муници­пальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению в порядке, предусмотрен­ном налоговым законодательством Российской Федерации. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслужива­ния в муниципальные центры социального обслуживания.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промыш­ленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых средне­душевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного мини­мума, установленного для данного региона.

Муниципальные центры социального обслуживания могут осу­ществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующие этим целям.

Деятельность муниципальных центров социального обслужива­ния финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных" фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Финансирование дея­тельности муниципальных центров социального обслуживания осу­ществляется из средств местных бюджетов.

Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюд­жетов.

Для оказания помощи в деятельности администрации муници­пального центра социального обслуживания могут создаваться об­щественные (попечительские) советы.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального исполь­зования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, пред­назначенные для постоянного или временного проживания и соци­ального обслуживания указанных граждан.

Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрас­тным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной ча­стью муниципального сектора социального обслуживания, создает­ся и содержится органами местного самоуправления на подведомст­венных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инва­лидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родствен­ники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 12 настоящего Фе­дерального закона.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инва­лидов предоставляются в порядке, установленном жилищным зако­нодательством.

Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального ис­пользования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в указанных жилых помещениях, не раз­решается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.

Статья 30. Учреждения социального обслуживания

Учреждения социального обслуживания являются юридически­ми лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с за­конодательством Российской Федерации и законодательством субъ­ектов Российской Федерации.

Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания не имеют права сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними на праве оперативного управления имущество.

Учреждения социального обслуживания, учредителями которых являются благотворительные, общественные или религиозные организации, пользуются льготами по налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, освобождаемые гражданами пожилого возраста и инвалидами, на­травляемыми в стационарные учреждения социального обслужива­ния, подлежат заселению в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими гражданами пожилого возраста иинвалидами, а также могут быть предоставлены в установленном законом порядке для использования в качестве служебных жилых [помещений работникам стационарных учреждений социального об­служивания.

Статья 31. Основные источники финансирования си


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow