Задачи и методы контроля

ПОРЯДОК, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВ, ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Глава 8

Контрольные вопросы

Организация работы органов социальной защиты населения по направлению граждан в стационарные учреждения социального обслуживания

Социальное обслуживание является составной частью государ­ственной социальной политики в отношении граждан старшего по­коления и инвалидов и представляет собой динамично развивающуюся систему, сочетающую различные формы, виды и типы учре­ждений и услуг.

Одной из форм социального обслуживания является стационар­ное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания. К стационарным учреждениям социального об­служивания относятся: дома-интернаты общего типа для престаре­лых и инвалидов; дома-интернаты общего типа для инвалидов; детские дома-интернаты общего типа и специализированные; психо­неврологические дома-интернаты; пансионаты для ветеранов войны и труда; геронтологические центры.

В эти учреждения направляются граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к са­мообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в посто­янном постороннем уходе и наблюдении. Престарелые и инвалиды, желающие проживать в доме-интернате, обращаются в органы со­циальной защиты населения, которые оформляют необходимые до­кументы: заявление; акт материально-бытового обследования с за­ключением о необходимости помещения в дом-интернат; медицин­скую карту с рекомендациями врачей-специалистов и с указанием, в какой дом-интернат нужно направить гражданина; справку о раз­мере пенсии.

Заявление с документами высылают в вышестоящий орган соци­альной защиты населения, который выдает путевку в дом-интернат.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвали­дов в стационарных учреждениях социального обслуживания можно с полным основанием рассматривать как высокоэффективную соци­альную технологию, позволяющую оказать оптимальную поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно. Вместе с тем законодательство РФ в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов не содержит понятия «полное государственное обеспече­ние»; государство не имеет возможности полностью финансировать содержание и услуги, предоставляемые указанным гражданам ста­ционарными учреждениями социального обслуживания. Часть этих услуг, например, относящиеся к категории «по проживанию» (закуп­ка продуктов питания, одежды, обуви, постельных принадлежно­стей, содержание предоставленного в пользование жилого помеще­ния), могут оплачивать сами граждане из своих доходов и сбереже­ний. Сумма платы должна быть доступной и соизмерима с их финансовыми возможностями. Поэтому во исполнение п. 7 ст. 24 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожи­лого возраста и инвалидов», а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого воз­раста и инвалидам в государственных и муниципальных стационар­ных учреждениях социального обслуживания, 17 апреля 2002 г. Пра­вительством РФ было принято постановление « Оплате за стацио­нарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». В соответствии с ним стационарное обслуживание граждан пожило­го возраста и инвалидов осуществляется за плату, взимаемую на ос­новании договора о стационарном обслуживании, заключаемого ме­жду гражданами пожилого возраста или их законными представите­лями и стационарными учреждениями социального обслуживания.

Поскольку в большинстве своем граждане имеют доходы, не превышающие прожиточный минимум, в постановлении четко оп­ределено соотношение личной доли (вклада) пенсионера к полной стоимости затрат на его содержание. Размер платы за стационарное обслуживание не может превышать 75 % его пенсии.

При реформировании системы пенсионного обеспечения и в свя­зи с вступлением в силу законов о трудовых пенсиях и о государствен­ном пенсионном обеспечении сняты законодательные ограничения при выплате пенсий гражданам, проживающим в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслужива­ния. В этих условиях возникла необходимость разделить стационар­ное социальное обслуживание на предоставление социальных услуг и стационарное обслуживание, включающее содержание предоставляемых в пользование гражданам пожилого возраста и инвалидам жилых помещений, стоимость закупаемых продуктов питания и мягкого ин­вентаря, установив за стационарное обслуживание плату.

Во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инва­лидов» постановлением Министерства труда и социального разви­тия РФ от 17 мая 2002 г. № 35 утверждены форма примерного дого­вора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и Положение о порядке заключения, изменения и рас­торжения таких договоров.

Договор о плате за стационарное обслуживание является одним из основных обязательных условий обслуживания и проживания лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях. За­ключается такой договор не только с лицами, вновь поступающими на стационарное социальное обслуживание, но и с теми, кто до этой даты уже числился в качестве обслуживаемых.

При заключении договоров на стационарное обслуживание ор­ганами социальной зашиты населения субъектов Федерации прово­дится индивидуальная аргументированная разъяснительная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании, с учетом физического и психического состояния здоровья каждого пожилого человека и инвалида, трудной социаль­ной адаптации указанных лиц ко всем нововведениям. Кроме того, при заключении договоров о стационарном обслуживании учитыва­ются особенности каждой конкретной ситуации. В договоре о ста­ционарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов должна указываться ссылка на основание помещения гражданина на социальное обслуживание. В заявлении о приеме на стационар­ное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должна содержаться запись, подтверждающая факт ознакомления с усло­виями приема в стационарное учреждение социального обслужива­ния, проживания и выписки из учреждения.

В указанные учреждения направляются граждане пожилого воз­раста и инвалиды, частично или полностью утратившие способ­ность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возрас­та (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвали­ды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособ­ных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдаю­щие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содер­жать, или нет.

Для лиц без определенного места жительства из числа престаре­лых и инвалидов создаются специализированные учреждения (соци­альные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адап­тации и др.), в которых предоставляется временное место пребыва­ния, включая медицинское обслуживание, питание, ночлег, и проводятся мероприятия по социальной адаптации к условиям жиз­ни в обществе лиц, утративших социально полезные связи, в пер­вую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В рамках Международного года пожилых людей (1999 г.) были проведены масштабные мероприятия, направленные на улучшение положения этой категории граждан.

Развитию системы социальных услуг пожилым людям и инвали­дам будет способствовать и Концепция государственной социаль­ной политики в отношении граждан старшего поколения, разраба­тываемая в настоящее время.

1. С какими организациями взаимодействуют органы социальной защиты населения?

2. Какова роль квалификационных характеристик при распределении обязанностей специалистов?

3. Какие планы составляются в органах социальной защиты населения?

4. Охарактеризуйте основные этапы работы с письмами граждан.

5. Каково значение справочно-кодификационной работы деятельности органов социальной защиты населения?

6. Охарактеризуйте организацию работы органов социальной защиты населения по назначению государственных пособий на детей.

7. Какие существуют виды реабилитации?

8. Что представляет собой профессиональная реабилитация?

9. В чем состоит социальная реабилитация?


В задачи контроля министерств, областных, краевых учрежде­ний социальной защиты населения входит прежде всего проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. При этом необходимо сочетать государственный контроль с общественным.

Работа по проверке деятельности нижестоящих учреждений со­циальной защиты способствует успешному выполнению этими ор­ганами своих функций и соблюдению норм права.

Существует два вида контроля: проверка и ревизия. При про­верке контролируется организация исполнения соответствующих нормативных актов (постановлений, распоряжений, приказов и инструкций), а при ревизии — преимущественно расходование денеж­ных средств и материальных ценностей. Ревизии бывают докумен­тальные (материальных ценностей и денежных средств), полные (всей деятельности органа), частичные (отдельных участков, опера­ций), сплошные и выборочные.

Проверки и ревизии не сводятся к установлению только отри­цательных фактов, их причин и виновных лиц. Главная их цель — оказание помощи подведомственным учреждениям социальной за­шиты в совершенствовании работы.

Контрольно-ревизионная работа министерств, областных, крае­вых учреждений социальной защиты включает в себя проверку за­конности решения подконтрольными органами конкретных вопро­сов социального обеспечения и обслуживания, правильности при­менения правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере. Организационные формы и методы контроля зависят от условий, цели, места, времени проверки и состава проверяющих.

Применяются различные методы контроля: проверка правиль­ности назначения (перерасчетов) пенсий и пособий до оформления документов на выплату; постоянный предварительный контроль операций по начислению и выплате пенсий и пособий; выезд ра­ботников для проверки и ревизии с последующим заслушиванием отчета руководителя проверяемого отдела (учреждения, предпри­ятия) и заключения проверяющих; вызов руководителя для доклада или сообщения о работе; проведение оперативных совещаний; ана­лиз работы по поступающей отчетности и информации; обсуждение работы на производственных совещаниях. Все это составляет важ­нейшую часть организаторской работы органов социальной зашиты.

Юридическую основу контрольно-ревизионной работы состав­ляют правовые нормы, регламентирующие деятельность органов со­циальной защиты. Знание этих норм проверяющими помогает пра­вильно оценивать работу должностных лиц и определять законность совершенных ими операций.

Законодательно установлены основные цели, порядок назна­чения, проведения и оформления результатов документальной ре­визии.

В задачи ревизии входит:

· проверка законности операций, произведенных предприятием, учреждением, организацией, и соблюдения финансовой и сметной дисциплины;

· выявление случаев хищения и незаконного расходования средств и материалов;

· проверка правильности постановки бухгалтерского учета, доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные операции, и правильности бухгалтерских записей;

· проверка правильности материального учета складского хозяйства.

Основными этапами контрольно-ревизионной работы мини­стерств, областных, краевых учреждений социальной защиты явля­ются: подготовка к проверке (ревизии); проведение проверки (реви­зии); оформление результатов ревизии или проверки (подтвержде­ние установленных фактов документами или ссылками на них, получение при надобности объяснений, составление справки или акта) и их обсуждение; принятие решений по актам ревизий и справкам проверок; контроль за выполнением принятых решений по результатам проверки (ревизии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: