double arrow
Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами

Приложение

Приложение

Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного

ГлаваIII. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования

Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Глава I. Общие положения

Глава IV. Заключительные положения

Глава II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета

Глава I. Общие положения

Глава VI. Заключительные положения

Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания

Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Глава III. Организация социального обслуживания

Глава II. Обеспечение права граждан на социальное обслуживание

Глава I. Общие положения

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность со­циальных служб по социальной поддержке, оказанию социаль­но-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслу­живании состоит из настоящего Федерального закона, других феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.




Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие ос­новные понятия:

1) социальные службы — предприятия и учреждения независи­мо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельно­стью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги — действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;



4) трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальныхслужб

1. Государственная система социальных служб — система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Статья 6. Государственныестандарты социальногообслуживания

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Статья 8. Материальная помощь

1.Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях соци­ального обслуживания осуществляется путем предоставления соци­альных услуг гражданам, частично или полностью утратившим спо­собность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном по­стороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, прове­дение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудо­вой деятельности, отдыха и досуга.

Статья 11. Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социаль­ного обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, остав­шимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолет­ним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражда­нам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического наси­лия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтниче­ских конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждаю­щимся в предоставлении временного приюта.

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях соци­ального обслуживания

Вучреждениях социального обслуживания в дневное время пре­доставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инва­лидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, на­ходящимся в трудной жизненной ситуации.

Статья 13. Консультативная помощь

В учреждениях социального обслуживания клиентам социаль­ной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедея­тельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой зашиты.

Статья 14. Реабилитационныеуслуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ог­раниченными возможностями, несовершеннолетним правонаруши­телям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуа­цию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Российской Федерации.

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной сис­теме социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного мини­мума, установленного для региона, в котором они проживают; -;j 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических кон­фликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизнен­ной ситуации.

2)Дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10)дома ночного пребывания;

11)специальные дома для одиноких престарелых;

12)стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13)геронтологические центры;

14)иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

2.К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3.Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Лицензирование в области социального обслуживания

Деятельность социальных служб (за исключением государствен­ных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юриди­ческого лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации-

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4. Координация деятельности и научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) разработка, финансирование и реализация федеральных программ социального обслуживания;

4) определение структуры федеральных органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

5) установление порядка координации деятельности и методическое обеспечение социальных служб;

6) лицензирование деятельности по социальному обслуживанию;

7) разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания и государственный контроль и надзор за их соблюдением;

8) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

9) создание, управление и обеспечение деятельности учрежде­ний социального обслуживания, находящихся в федеральной собст­венности;

10) организация и координация научных исследований в облас­ти социального обслуживания;

31) развитие международного сотрудничества в области соци­ального обслуживания.

Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции вне полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального об­служивания населения.

Статья 22. Имущественное обеспечение социальных служб

Социальные службы в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации, обеспечиваются земельными участка­ми, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

Статья 23. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания

1. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.

3. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных; фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.

4. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогообложении.

5. Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в социальные службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Предпринимательская деятельность учреждений соци­ального обслуживания

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Кадровое обеспечение социальных служб

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

3. Медицинские работники государственной системы социальных служб, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

4. На работников учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для педагогических кадров образовательных Учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

5. Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.

Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федераль­ного закона

Ответственность лиц, занятых в области социального обслужи­вания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, ко­торые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалова­ны гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи­циального опубликования.


Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.

изменениями от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г.)

Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированно­го) учета сведений о гражданах, на которых распространяется дейст­вие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании.

Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Феде­ральном законе

В настоящем Федеральном законе употребляются следующие основные понятия:

застрахованное лицо— лицо, на которое распространяется обя­зательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем мес­те с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за ко­торое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

страхователи— юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осу­ществляющие свою деятельность на территории Российской Феде­рации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Феде­ральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации»); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермер­ские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без граж­данства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на ра­боту по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»;

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взно­сы,— застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, ад­вокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой но­тариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взно­сы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации»;

страховые взносы— страховые взносы на обязательное пенсион­ное страхование, а также страховые взносы, уплачиваемые страхова­телями в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахован­ных лиц — работников, являющихся субъектами профессиональных пенсионных систем, для реализации ими пенсионных прав в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации о профессио­нальных пенсионных системах;

индивидуальный (персонифицированный) учет— организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализа­ции пенсионных прав в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

индивидуальный лицевой счет застрахованного лица— документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техни­ки в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержа­щий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации;

специальная часть индивидуального лицевого счета— составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в кото­рой учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопитель­ное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

профессиональная часть индивидуального лицевого счета— со­ставная часть индивидуального лицевого счета застрахованного

лица — субъекта профессиональной пенсионной системы, в кото­рой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой дея­тельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) ус­ловиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирова­ния, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пен­сионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

профессиональныйстаж застрахованного лица— суммарная про­должительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в тече­ние которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицирован­ного)учета

Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Фе­дерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета

Целями индивидуального (персонифицированного) учета явля­ются:

создание условий для назначения трудовых пенсий в соответст­вии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (дохо­де), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

создание информационной базы для реализации и совершенст­вования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате стра­ховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на вы­плату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономи­ческих показателей, касающихся обязательного пенсионного стра­хования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудо­вых пенсий застрахованным лицам.

Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифици­рованного) учета

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обя­зательного пенсионного страхования строится на принципах:

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о за­страхованных лицах;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Фе­дерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицирован­ный) учет;

использования сведений о застрахованных лицах, которыми рас­полагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, ис­ключительно для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представ­ляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, са­мостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуаль­ного (персонифицированного) учета, сведениям о фактически упла­ченных и поступивших суммах страховых взносов;

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и ис­пользования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Феде­рации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенси­онных прав в соответствии с законодательством Российской Феде­рации о профессиональных пенсионных системах.

Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифици­рованный) учет в Российской Федерации

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифициро­ванный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 6. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица

1.На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

2. В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1—6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство;

9) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

10)периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

11)иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

12)заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13)сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов;

14)суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов;

15)сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;

16)сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии;

17)сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

3. В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;

2) сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании);

3) сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим

компаниям;

4) сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета;

5) сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;

6) сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений;

7) сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой;

8) сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

9) сведения о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации;

10) суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

4. В профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

2) суммы инвестиционного дохода;

3) продолжительность профессионального стажа;

4) суммы произведенных выплат.

5. Специальная и профессиональная части индивидуального лицевого счета могут содержать также другие сведения, передаваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.

7. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

В случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти пе­редаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соот­ветствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистри­рован в качестве страхователя орган государственной власти субъек­та Российской Федерации, образовавший орган записи актов граж­данского состояния. Указанные сведения передаются по форме, оп­ределяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.

8. Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

1. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1—5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает указанное страховое свидетельство через страхователя.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсион­ного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве стра­хователя.

3. Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.

4. При изменении у застрахованного лица сведений, указанных в подпунктах 2—5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, они отражаются в его индивидуальном лицевом счете в порядке, определенном статьями 8—10 настоящего Федерального закона, при этом соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Фе­дерации выдает застрахованному липу новое (взамен выданного ра­нее) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхова­ния с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета. 5. В случае утраты страхового свидетельства обязательного пен­сионного страхования:

застрахованное лицо, работающее по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознагра­ждение по которому в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации начисляются страховые взносы, обязано в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пен­сионного страхования обратиться к страхователю с заявлением о его восстановлении; страхователь должен передать это заявление в со­ответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации вместе с документом, подтверждающим страховой номер индивиду­ального лицевого счета застрахованного лица;

физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязано в течение одного месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обратиться в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя с заявлением о его восстанов­лении;

застрахованное лицо, не работающее по трудовому договору или не заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, и не заре­гистрированное в качестве страхователя, обязано в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обратиться с заявлением о его восстановлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства;

орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявле­нию застрахованного лица об утрате страхового свидетельства обя­зательного пенсионного страхования в течение месяца со дня обра­щения на основании открытого на него индивидуального лицевого счета выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства че­рез страхователя или лично; для решения этого вопроса орган Пен­сионного фонда Российской Федерации вправе потребовать от за­страхованного лица дополнительную информацию, подтверждаю­щую его личность и сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете.

6. Форма заявления застрахованного лица о выдаче ему нового (взамен утраченного) страхового свидетельства обязательного пен­сионного страхования определяется Пенсионным фондом Россий­ской Федерации.

Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахован­ных лицах и порядок хранения этих сведений

1.Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсион­ного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работаю­щих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисля­ются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качест­ве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физически­ми лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осу­ществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занято­сти населения.

2. Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

Указанные сведения могут представляться как в виде докумен­тов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их досто­верности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов долж­на подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенси­онным фондом Российской Федерации совместно с конкретными страхователями.

3. Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. Хранение указанных копий страхователями должно осуществляться по прави­лам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

4. Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов в письменной форме, а также документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена элек­тронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже и представляемых в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, для целей инди­видуального (персонифицированного) учета в системе обязательно­го пенсионного страхования составляет не менее шести лет.

Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Фе­дерации документов в вышеуказанных формах, содержащих иные сведения, составляет не менее трех лет.

Уничтожение документов индивидуального (персонифициро­ванного) учета, содержащих сведения о страховых взносах и трудо­вом стаже, по истечении установленного срока их хранения произ­водится после ознакомления застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете за соответст­вующий период, и вручения ему указанных сведений.

Статья 8.1. Общие правила учета сведений о застрахованных ли­цах в системе индивидуального (персонифицированного) учета

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведе­ний в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Феде­рации.

Статья 9. Сведения о застрахованных лицах, представляемые страхователем

I. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенси­онного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих

случаях:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивиду­ального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при приеме на работу граждан или при заключении с граждана­ми договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Феде­рации начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхо­вого стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

при ликвидации и снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате работающим у него застрахованным лицом страхово­го свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответ­ствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2—5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах.

2. Страхователь представляет предусмотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федера­ции в следующем порядке:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивиду­ального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования он представляет сведения о каждом рабо­тающем у него застрахованном лице в сроки, устанавливаемые Пен­сионным фондом Российской Федерации (каждое застрахованное лицо, работающее у данного страхователя, в свою очередь предъяв­ляет страхователю документы, подтверждающие сведения о нем, и заполняет соответствующие формы);

при приеме на работу гражданина или заключении с граждани­ном договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Феде­рации начисляются страховые взносы, не имевшего до этого страхо­вого стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального зако­на, содержащихся в индивидуальном лицевом счете работающего у данного страхователя застрахованного лица, он представляет сведе­ния об этих лицах в сроки, определенные статьей 11 настоящего Федерального закона (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счете, в свою оче­редь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведе­ния о них, и заполняют соответствующие формы);

при ликвидации и снятии с учета в качестве страхователя он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, одновременно с другими документами по поводу снятия с учета.

3. Застрахованное лицо, поступающее на работу или заключаю­щее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федера­ции начисляются страховые взносы, обязано, в свою очередь, пред­ставить страхователю свое страховое свидетельство государственно­го пенсионного страхования, а в случае его отсутствия — написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые или о выдаче но­вого (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведе­ния, предусмотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоя­щего Федерального закона, для передачи в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации.

Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, само­стоятельно уплачивающим страховые взносы

1. Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персони­фицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхо­вания;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсион­ного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2—5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

2. Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона сведения в следующем порядке:

при начальной регистрации его для индивидуального (персони­фицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхо­вания указанные сведения представляются в сроки, устанавливае­мые Пенсионным фондом Российской Федерации;

при первичной регистрации его в качестве страхователя вместе с документами на регистрацию он представляет страховое свидетель­ство обязательного пенсионного страхования или заявление о выда­че ему указанного страхового свидетельства впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщает сведения, преду­смотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Феде­рального закона;

при снятии с учета в качестве страхователя указанные сведения представляются им вместе с документами для снятия с учета;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2—5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, соответствующие сведения передаются им в течение месяца со дня изменения указанных све­дений.

3. Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации и добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также физические лица, уплачивающие страховые взносы за других физических лиц (физическое лицо) в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, представляют в соответствующий ор­ган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, преду­смотренные подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 настоящего Феде­рального закона, в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 11. Представление в Пенсионный фонд Российской Феде­рации сведений о страховых взносах и страховом стаже

1. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

2. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его инди­видуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправле­нии указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Застрахованное лицо обязано:

пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьями 8—10 настоящего Федераль­ного закона;

получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхова­теля, работников органов Пенсионного фонда Российской Феде­рации;

обращаться с заявлениями в установленном настоящим Феде­ральным законом порядке в случае изменения сведений, содержа­щихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате ука­занного страхового свидетельства;

представлять по требованию органов Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно на­стоящему Федеральному закону.

Статья 14. Права и обязанности страхователя

Страхователь имеет право:

потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 настоящего Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации;

дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсион­ного фонда Российской Федерации.

Страхователь обязан:

в установленный срок представлять органам Пенсионного фон­да Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, опре­деленные настоящим Федеральным законом;

получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудо­вому договору или заключившим договор гражданско-правового ха­рактера, на вознаграждение по которому в соответствии с законода­тельством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работаю­щему у него по трудовому договору или заключившему договор гра­жданско-правового характера, на вознаграждение по которому в со­ответствии с законодательством Российской Федерации начисляют­ся страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуаль­ный лицевой счет данного застрахованного лица;

контролировать соответствие реквизитов страхового свидетель­ства обязательного пенсионного страхования, выданного застрахо­ванному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или за­ключившего договор гражданско-правового характера, на вознагра­ждение по которому в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации начисляются страховые взносы.

Статья 15. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, само­стоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физически­ми лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осу­ществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в ин­дивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие ин­дивидуальные лицевые счета сведений, представленных страховате­лями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачи­вающими страховые взносы, а также надежное хранение этих све­дений;

осуществлять контроль за правильностью представления страхо­вателями сведений, определенных настоящим Федеральным зако­ном, в том Числе по их учетным данным;

бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам све­дения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 июля каждого года информацию о состоянии специ­альной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованно­му лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивиду­альном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застра­хованного лица;

разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированно­го) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

обеспечить по требованию застрахованного лица сверку специ­альной части его индивидуального лицевого счета и содержания пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Статья 16. Ответственность органов и должностных лиц Пенсион­ного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с на­стоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и ис­пользовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение зако­нодательства Российской Федерации по вопросам защиты конфи­денциальной информации (персональных данных). Виновные в не­законном ограничении доступа к указанным сведениям или нару­шении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и зако­нодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уп­лачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходи­мых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо пред­ставление неполных и (или) недостоверных сведений к страховате­лям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачиваю­щим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей

в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Фе­дерации в судебном порядке.

Статья 17. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуаль­ного (персонифицированного) учета

Споры между органами Пенсионного фонда Российской Феде­рации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам ин­дивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

Статья 18. Утверждение инструкции о порядке ведения индивиду­ального (персонифицированного) учета

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифи­цированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 18.1. Переходные положения

Положения настоящего Федерального закона, вытекающие из федерального закона о профессиональных пенсионных системах, регулирующие ведение профессиональной части индивидуального лицевого счета, вступают в силу со дня введения в действие указан­ного федерального закона.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1.Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи»

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 г. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 г.

Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и орга­низационные основы оказания государственной социальной помо­щи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются сле­дующие основные понятия:

государственная социальная помощь— предоставление малоиму­щим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие— безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия— имеющая целевое назначение оплата предоставляе­мых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация— возмещение гражданам произведенных ими рас­ходов, установленных законодательством.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состо­ит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерально­го закона, других федеральных законов и иных нормативных право­вых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных пра­вовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также мало­имущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход ко­торых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного и рационального использования бюджетных средств.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государ­ственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ пра­вового регулирования в области оказания государственной социаль­ной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказа­ния гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на ока­зание государственной социальной помощи;

установление видов государственной социальной помощи, ока­зание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Статья 5. Источники оказания государственной социальной по­мощи

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъ­ектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государ­ственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Рос­сийской Федерации или дополнительных источников в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Периоды оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь может оказываться едино­временно или на период не менее трех месяцев,

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедуше­вой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума мало­имущей семьи или малоимущего одиноко проживающего граждани­на устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом ве­личин прожиточных минимумов, установленных для соответствую­щих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установле­ны величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Россий­ской Федерации.

Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи

1.Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной з






Сейчас читают про: