double arrow

XV. Оформление и реализация результатов ревизии

Приложение

Инструкция «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации»

I. Общие положения

1. На Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, Ng 11, ст. 1288) возложена задача по осуществлению в пределах своей ком­петенции (предварительного, текущего и последующего) государственного финансового контроля.

Последующий государственный финансовый контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации путем проведения реви­зии и проверки в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

Указанный вид государственного финансового контроля проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Мини­стерства финансов Российской Федерации и контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее — контрольно-ревизионный орган) в соот­ветствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации обратившимся с просьбой провести в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции ревизию, допускается ее проведение по их служебным удосто­верениям с последующим оформлением в установленном порядке.

2. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляет­ся руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).

10. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее — программа ревизии).

Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охва­тить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих реви­зии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

11. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее уча­стников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и уча­стки работы между его исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходи­мых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, ха­рактеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополне­на в порядке, установленном пунктом 10 настоящей Инструкции.

12. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.

По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизо­ра) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руково­дитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законода­тельством Российской Федерации обязан организовать проведение инвента­ризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизион­ной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ре­визуемой организации.

13. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бух­галтерских и других документов по форме и содержанию в целях установле­ния законности и правильности произведенных операций;

проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указан­ных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выпол­ненных работ (оказанных услуг) и т. п.;

организации в соответствии с действующим законодательством Россий­ской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходова­ния средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сличе­ния имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные сред­ства, материальные ценности и документы. Контрольно-ревизионный орган при необходимости проведения встречных проверок в организациях, распо­ложенных на территории других субъектов Российской Федерации, обраща­ется по этому вопросу в контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно-реви­зионному органу, по просьбе которого произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необ­ходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях банка организаций, а также перечень вопросов, подле­жащих проверке;

организации процедур фактического контроля за наличием и движени­ем материальных ценностей и денежных средств, правильностью формиро­вания затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в уста­новленном порядке специалистов других организаций, обеспечением со­хранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и го­товой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экс­пертиз и т. п.;

проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгал­терском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного поряд­ка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных доку­ментов;

проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств го­сударственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

14. Участники ревизионной группы (контролер-ревизор) исходя из про­граммы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информа­ции, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой со­вокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых све­дений и доказательств.

15. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т. п.

В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить не­обходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позво­ляющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контро­лер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизион­ного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции, и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.

Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

17. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководи­телем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководи­телю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) реви­зуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку пе­ред своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизи­онной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъем­лемой частью.

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 ра­бочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмот­рения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии, при отсутствии возможности форми­рования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизи­онного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснении в со­ответствующие подразделения Министерства финансов Российской Феде­рации или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.

Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной груп­пы (контролером-ревизором) в установленном настоящей Инструкцией по­рядке для вручения акта ревизии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контро­лер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организа­ции по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получе­ния. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контроль­но-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт от­правления или иного способа передачи акта.

18. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

наименование темы ревизии;

дату и место составления акта ревизии;

кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостове­рения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на за­дание);

проверяемый период и сроки проведения ревизии;

полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей органи­зации;

сведения об учредителях;

основные цели и виды деятельности организации;

имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных ви­дов деятельности;

перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального каз­начейства;

кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организа­ции за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и на­рушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую ин­формацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соот­ветствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

19. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изло­жения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организа­циях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключе­ний специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно со­держать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения наруше­ны, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нару­шений.

В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результата­ми проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссы­лок на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуе­мой организации.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стре­миться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и со­ответствующими должностными и материально ответственными лицами ре­визуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

21. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.).

Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой органи­зации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ре­визионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизион­ного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индек­сом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

22.Руководитель контрольно-ревизионного органа по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.

23.По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Кроме того, руководителем контрольно-ревизионного органа материа­лы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы федерального ка­значейства для организации работы по реализации этих материалов.

24.Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации, решениями коллегии и приказами Министерства финансов Российской Федерации, поручениями руководства Министерства финансов Российской Федерации, обобщаются Департаментом государственного финансового контроля и аудита и письменно докладываются руководству Министерства финансов Российской Федерации вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба.

25.Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции, докладываются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.

26.Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.

В правоохранительные органы могут быть направлены также и материа­лы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивиро­ванных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей. являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установлен­ном порядке.

27. Результаты ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реали­зации материалов ревизии и при необходимости принимает другие преду­смотренные законодательством Российской Федерации меры для устране­ния выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

28. Контрольно-ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов.

В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Ин­струкцией, работники контрольно-ревизионного органа обязаны руково­дствоваться законодательством Российской Федерации и иными норматив­ными правовыми актами.


Постановление Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 26.

Министерство труда и социального развития Российской Феде­рации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласова­нию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановляют:

Утвердить прилагаемые Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсий, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении».

Приложение

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пен­сией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсион­ному обеспечению[12][12] (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государст­венным служащим) в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4920)[13][13] и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831)[14][14], процедуру рассмотрения терри­ториальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих об­ращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: