1. Среднее время восстановления работоспособного состояния τв
2. Вероятность восстановления работоспособного состояния в заданное время Рв(t0)
3. Сроки сохраняемости (средний и γ-проценнтный).
Для автоматизированных комплексов и сложных систем чаще всего используют комплексные показатели ремонтопригодности.
4. Коэффициент технического использования – отношение математического ожидания времени работоспособного состояния за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий времени работоспособного состояния и всех простоев для ремонтов и технического обслуживания.
5. Коэффициент готовности – вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме периодов, в которых эксплуатация не предусматривается.
Коэффициент готовности определяется как отношение математических ожиданий времени нахождения в работоспособном состоянии к математическим ожиданиям суммы этого времени и времени внеплановых ремонтов.
|
|
Принципы и классификация отказов
Отказы можно разделить на случайные и систематические.
Случайныеотказы – это непредусмотренные перегрузки, дефекты материала и погрешности изготовления, не необнаруженные при контроле, ошибки обслуживающего персонала или сбои системы управления. Случайные факторы преимущественно вызывают отказы при действиях в неблагоприятных условиях.
Систематическиеотказы – это закономерные явления, вызывающие постепенное накопление повреждений: влияние среды, температуры, облучение, коррозия, старение, нагрузки и работа трения, усталость, износ, засорение, залипание и т.п.
В соответствии с этими причинами отказы можно классифицировать по следующим признакам:
1. По характеру развития и проявления.
1.1 Внезапные (поломки от перегрузок, заедание и т.п.);
1.2 Постепенные по развитию и внезапные по проявлению (усталостные разрушения, перегорание ламп, короткие замыкания из–за старения изоляции и т. п.);
1.3 Постепенные (износ, старение, залипание, заедание и т.п.).
2. По причинам возникновения
2.1 Конструкционные отказы (недостатки конструкций);
2.2 Технологические отказы (несовершенство или нарушение технологии);
2.3 Эксплуатационные отказы (неправильная эксплуатация).
3. По физической природе, связанные с разрушением деталей или их поверхностей (поломки, выкрашивания, износ, коррозия, старение), не связанные с разрушением (засорение каналов подачи топлива, смазки; ослабление соединений, загрязнение или ослабление электроконтактов).
4. По последствиям: легкие – легкоустранимые; средние – не вызывающие разрушения других узлов; тяжелые – вызывающие вторичные разрушения.
|
|
5. По возможности дальнейшего использования: полные – использующие возможность работы изделия до их устранения; частичные, при которых изделие можно частично использовать.
6. По сложности устранения: устранимые в порядке технического обслуживания; устранимые в порядке среднего ремонта; устранимые в порядке капитального ремонта; самоустраняющиеся отказы.
7. По месту устранения: отказы, устранимые в эксплуатационных условиях; отказы, устранимые в стационарных условиях; самоустраняющиеся отказы.
8. По времени возникновения:
8.1 Приработочные отказы – возникающие в первый период эксплуатации, связанные с отсутствием приработки и с попаданием на сборку дефектных элементов, не отбракованных контролем;
8.2 Отказы, возникающие при нормальной эксплуатации, в период до появления износовых отказов;
8.3 Износовые отказы – связанные с естественным износом и старением элементов.