double arrow

Обязанности работников


Понятие дисциплины труда и общая характеристика ее правового регулирования.

План.

Лекция 14. Дисциплина труда.

1. Понятие дисциплины труда и общая характеристика ее правового регулирования;

2. Обязанности работников;

3. Обязанности работодателей;

4. Меры поощрения за добросовестный труд;

5. Дисциплинарная ответственность работников.

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными правовыми актами организации (ст. 189 ТК).

Правовое регулирование трудовой дисциплины осуществляется ТК (гл. 29-30), иными нормативными правовыми актами и правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). В тех отраслях, где требования к дисциплине должны быть особенно жесткими, действуют положения и уставы о дисциплине.

Правила внутреннего трудового распорядка –

Это локальный нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК).




Правила внутреннего трудового распорядка включают в себя как правило следующие разделы:

I. Общие положения;

II. Порядок приема и увольнения работников;

III. Основные обязанности работников;

IV. Основные обязанности работодателя;

V. Рабочее время и его использование;

VI. Поощрения за успехи в работе;

VII. Взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом представительного органа работников, и, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Дисциплина труда обеспечивается прежде всего методами убеждения, воспитательного воздействия на работников, а также поощрением за добросовестный труд. Вместе с тем определенную роль в укреплении дисциплины играют меры принуждения – применение к недобросовестным работникам взысканий вплоть до увольнения с работы.

Общие для всех работников обязанности содержания в ст. 21 ТК.

Работники должны:

- добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка работодателя;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя;

- немедленно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.



Наряду с общими для всех работников обязанностями каждый работник должен добросовестно и высококачественно выполнять весь комплекс возложенных на него профессиональных обязанностей. Эти обязанности обусловлены профессией, специальностью, квалификацией или должностью и безусловны для выполнения, а их круг установлен в соответствующих нормативных актах, должностных инструкциях, а также в трудовом договоре.

Профессиональные обязанности рабочих, как правило, определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Должностные обязанности служащих также содержатся в ряде нормативных документов: в квалификационных справочниках должностей служащих, иных актах, регламентирующих деятельность различных видов организаций, и др.

В должностных инструкциях, утверждаемых работодателем, возможна конкретизация обязанностей служащих и руководящего состава организаций. Детализация должностных или профессиональных обязанностей возможна и в трудовом договоре.

Круг юридических обязанностей работников не ограничивается выполнением чисто профессиональных функций, но и предполагает достойное поведение работника в процессе труда. Гражданин призван:

- исполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

- проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами и представителями организаций и т.д.







Сейчас читают про: