Понятие дисциплины труда и общая характеристика ее правового регулирования.
План.
Лекция 14. Дисциплина труда.
1. Понятие дисциплины труда и общая характеристика ее правового регулирования;
2. Обязанности работников;
3. Обязанности работодателей;
4. Меры поощрения за добросовестный труд;
5. Дисциплинарная ответственность работников.
Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными правовыми актами организации (ст. 189 ТК).
Правовое регулирование трудовой дисциплины осуществляется ТК (гл. 29-30), иными нормативными правовыми актами и правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). В тех отраслях, где требования к дисциплине должны быть особенно жесткими, действуют положения и уставы о дисциплине.
Правила внутреннего трудового распорядка –
Это локальный нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК).
|
|
Правила внутреннего трудового распорядка включают в себя как правило следующие разделы:
I. Общие положения;
II. Порядок приема и увольнения работников;
III. Основные обязанности работников;
IV. Основные обязанности работодателя;
V. Рабочее время и его использование;
VI. Поощрения за успехи в работе;
VII. Взыскания за нарушения трудовой дисциплины.
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом представительного органа работников, и, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Дисциплина труда обеспечивается прежде всего методами убеждения, воспитательного воздействия на работников, а также поощрением за добросовестный труд. Вместе с тем определенную роль в укреплении дисциплины играют меры принуждения – применение к недобросовестным работникам взысканий вплоть до увольнения с работы.
Общие для всех работников обязанности содержания в ст. 21 ТК.
Работники должны:
- добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка работодателя;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
|
|
- бережно относиться к имуществу работодателя;
- немедленно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Наряду с общими для всех работников обязанностями каждый работник должен добросовестно и высококачественно выполнять весь комплекс возложенных на него профессиональных обязанностей. Эти обязанности обусловлены профессией, специальностью, квалификацией или должностью и безусловны для выполнения, а их круг установлен в соответствующих нормативных актах, должностных инструкциях, а также в трудовом договоре.
Профессиональные обязанности рабочих, как правило, определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Должностные обязанности служащих также содержатся в ряде нормативных документов: в квалификационных справочниках должностей служащих, иных актах, регламентирующих деятельность различных видов организаций, и др.
В должностных инструкциях, утверждаемых работодателем, возможна конкретизация обязанностей служащих и руководящего состава организаций. Детализация должностных или профессиональных обязанностей возможна и в трудовом договоре.
Круг юридических обязанностей работников не ограничивается выполнением чисто профессиональных функций, но и предполагает достойное поведение работника в процессе труда. Гражданин призван:
- исполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
- проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами и представителями организаций и т.д.