Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке в одинаковых условиях действует значительное число

Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке в одинаковых условиях действует значительное число мелких продавцов и покупателей. На рынке обращаются идентичные стандартизованные товары. Ни один из участников рынка не может повлиять на ценообразование. Конкуренция ведётся только ценовыми методами, то есть снижением цены при предложении повышением цены при покупке. Трансакционные издержки сведены к нулю и не учитываются, то есть входные и выходные барьеры отсутствуют (или низки и легко преодолимы) Собственно, мы получили определение т. н. эффективного рынка.

Черты совершенной конкуренции:

1. Очень большое количество участников.

2. Все участники достаточно мелкие. Каждая фирма (участник) производит или покупает настолько малую часть от общего оборота рынка, что не может повлиять на общий уровень цен, и вынуждена торговать по складывающимся ценам.

3. Конкуренция носит ценовой характер.

4. Однородная (стандартизованная – на биржах) продукция.

5. Входные и выходные барьеры низки, легко преодолимы или отсутствуют вовсе. Трансакционные издержки равны нулю.

Совершенная конкуренция – основное теоретическое построение для рассмотрения законов действия классического рынка

Несовершенная конкуренция – конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько участников рыночных отношений занимают господствующее положение по объёмам продаж или покупок. Имеет место неравенство условий для участников рынка.

Несовершенная конкуренция подразделяется на:

· монополистическую конкуренцию;

· олигополию;

· чистую монополию.

Монополистическая конкуренция – конкуренция между большим числом продавцов или покупателей дифференцированной (не однородной) продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в своём сегменте рынка и уделяет основное внимание неценовой конкуренции.

Основные черты монополистической конкуренции:

· Относительно большое число фирм;

· Дифференциация товаров;

· Основное внимание неценовой конкуренции: фирмы продавцы борются за покупателей из других сегментов рынка; покупатели диктуют дополнительные неценовые условия приобретения товаров и услуг;

· Входные и выходные барьеры на рынке монополистической конкуренции относительно низкие;

· Фирмы обладают ограниченной возможностью влиять на цены в силу своего монопольного положения на рынке своего отдельного продукта (но не на рынке в целом).

Олигополия – ситуация, когда на рынке действует относительно небольшое количество фирм и между ними может быть достигнута договорённость о цене и количестве продаваемой или покупаемой продукции.

Основные черты олигополистической конкуренции:

· Относительно малое количество фирм на рынке;

· Продаваемые товары могут быть как однородными, так и дифференцированными;

· В зависимости от типа товаров (однородного или дифференцированного) конкуренция может носить преимущественно либо ценовой, либо неценовой характер;

· Высокие входные и выходные барьеры (вход – рубль, выход – два);

· Возможен ограниченный контроль за ценами со стороны олигополистов.

Чистая монополия – на рынке имеется только один продавец или только один покупатель (монопсония), который контролирует цены и объём продаж товара, не имеющего субститутов.

Основные черты монополистической конкуренции:

· Единственный продавец (покупатель);

· Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей;

· Конкуренция отсутствует;

· Вход на рынок затруднён или даже заблокирован;

· Значительный или полный контроль над ценой.

Виды монополии:

· Открытая монополия;

· Закрытая монополия;

· Естественная монополия.

Открытая монополия – возникает в результате использования конкурентных преимуществ (технологический прогресс),не имеет специальной защиты от конкуренции и носит временный характер.

Закрытая монополия – защищена юридическими запретами (патентное право) или государственными актами (РАО ЕЭС).

Естественная монополия – возникает тогда, когда у фирмы имеется доступ к естественным ресурсам, закрытый для других, или когда долговременные средние издержки для общества минимальны при обслуживании рынка одной структурой.

Таблица: Типы рыночных структур

Характеристики Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция    
    Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Много Меньше (но ещё много) Мало Одна
Дифференциация продукта Нет (однородность) Есть Есть Нет (уникальность)
Неценовая конкуренция Нет Есть Есть Необязательна
Воздействие на рыночную цену Никакого Некоторое (или никакого) От небольшого до сильного Полное
Бареры для входа Нет Некоторые (или никаких) Значитель-ные Непреодоли-мые (почти)
Свобода входа-выхода Полная Почти полная Ограничен-ная Блокирована

Нуреев Р.М. Гл.8.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: