Практические подходы к системе компенсационной политики

Компенсации – это вознаграждение наёмному работнику за его труд в компании.

Компенсационная политика определяет:

· Структуру ФОТ и компенсаций

· Правила установления окладной (тарифной) части заработка работников

· Степень соответствия оплаты труда рыночным ставкам для различных категорий сотрудников

· Правила и критерии начисления регулярных и единовременных премий

· Правила установления расчёта сдельной оплаты труда для отдельной категории работников

· Правила расчёта и выплаты компенсаций затрат сотрудников, связанных с выполнением ими должностных обязанностей.

Многие руководители упускают из виду, а некоторые даже не догадываются, что мотивирующий эффект от системы вознаграждения может быть выше, а расходы организации на оплату труда сотрудников – ниже, если соблюсти несколько важных условий:

· Все мотивационные инструменты должны быть согласованы между собой. В противном случае не исключена ситуация, когда за один и тот же результат сотрудник дважды получит доход в рамках различных систем вознаграждения или не получит ни разу.

· Для различных категорий персонала (в зависимости от иерархии, функциональной и региональной специфики и т.п.) использование и «настройка» всех инструментов мотивации должны быть различны, а в ряде случаев диаметрально противоположны. Сложность работы и высокая ответственность руководителя не может быть учтена в мотивационной схеме, рассчитанной на линейных специалистов, и наоборот.

· Компенсационная политика должна быть прозрачной и восприниматься как справедливая для любого сотрудника организации. Разница в вознаграждении разных категорий сотрудников должна опираться на объективные и неоспоримые различия между ними: различный уровень ответственности, разные условия труда и т.п.

· Общие принципы распределения вознаграждения должны быть доведены до всего персонала компании в целом, а индивидуальная схема мотивации – персонально до каждого сотрудника в отдельности.

Принципы разработки компенсационной политики:

· первичность цели – компенсационная политика соответствует стратегии

· системности – периодичность, переработка

· вовлечения – участие сотрудников

· экономической целесообразности

· ориентации на клиента – клиентом может быть и сотрудник, не только покупатель

Цели системы компенсации:

· Привлечение персонала в организацию

· Сохранение сотрудников в организации

· Стимулирование производительного поведения

· Контроль над издержками на рабочую силу

· Административная эффективность и простота

· Соответствие требованиям законодательства

Элементы компенсационного пакета:

1. Воспроизводство:

· Восстановления сил (как минимум нормального питания и ресурсов для профилактики здоровья и т.д.)

· Обеспечения минимально необходимых условий работы (удобное оборудование, мебель на рабочем месте, спецодежда, оплата или предоставление транспорта на работу и с работы и т.п.)

· Обеспечения минимально необходимых условий жизни (ресурсы для оплаты за жильё, приобретения одежды, удовлетворения социально-культурных потребностей)

· Обеспечения семьи (питание, жильё, одежда и другие базовые потребности).

2. Заинтересованность в компании: материальные блага, услуги, возможности и льготы, которые предоставляются сотруднику только в этой компании и не предоставляются в других, где мог бы работать сотрудник.

3. Заинтересованность в результате, действиях. Это могут быть как материальные, так и нематериальные блага, важно, чтобы они ценились сотрудником. В этой части КП используют такие элементы, как участие в прибыли, совладение компанией, премии-бонусы-подарки-повышения-награды за результат, либо предоставление/отмена какого-либо из перечисленных ранее элементов в зависимости от результата.

Стандарты (общие правила) системы компенсаций:

· В Международных стандартах финансовой отчётности (МСФО) рассматриваемым вопросам посвящены 2 стандарта: МСФО 19 «Вознаграждения работникам» и МСФО 26 «Учёт и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)».

· Данные стандарты не предназначены для регламентации конкретных правил по начислению тех или иных выплат работникам.

· Указанные стандарты определяют общие правила оценки и отражения в отчётности различных видов выплат работникам.

В соответствии с Инструкцией, утверждённой Постановлением Госкомстата РФ от 24.11.2000, все расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам делятся на 3 части:

1) Фонд заработной платы, включающий суммы оплаты за отработанное время, суммы оплаты за неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда, стимулирующие доплаты, надбавки, премии, оплата питания, жилья, топлива.

2) Выплаты социального характера, отражающие затраты, связанные с социальными льготами, кроме пособий из государственных внебюджетных фондов.

3) Расходы, не учитываемые в фонде заработной платы и выплатах социального характера.

Теории социального заработка

Теории контролируемых заработков

Теории оправданных заработков

Организационные экономические теории

07.09.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: