Вознаграждение топ-менеджмента

Система вознаграждения топ-менеджмента является механизмом сближения интересов собственников и топ-менеджеров и ключевым фактором удержания в компании.

Постоянная часть вознаграждения

· За непосредственное выполнение трудовой функции

· Не привязана к достижению каких-либо результатов

· На размер базовой з/п влияют: круг решаемых задач, позиция конкурентов

Переменная часть вознаграждения

Подходы к расчёту переменной части

Стандартный. Выплаты не привязаны к достижению результатов и показателей. Выплаты на календарный месяц, наступление памятной даты.

Производительный. Привязаны к достижению целевых показателей. В основе – MBO, KPI. Повышение мотивации руководителей к достижению определённых целей.

Стоимостной. Выплаты привязаны к повышению рыночной капитализации или её расчётной стоимости. При котировке ценных бумаг на бирже.

Различия переменной части топ-менеджеров и других работников

Показатели для сравнения Топ-менеджеры Другие работники
Доля переменной части в общей системе вознаграждения Переменная как правило больше постоянной Постоянная как правило больше переменной
Период начисления Краткосрочный, долгосрочный Больше краткосрочный
Соотношение индивидуальных и общекорпоративных показателей Наибольшая доля корпоративных показателей Наибольшая доля индивидуальных показателей
Возможность прямо влиять на изменение показателей Прямое влияние на достижение общекорпоративных показателей Прямое влияние на достижение индивидуальных показателей

Требования к вознаграждению топ-менеджеров

· Связь системы вознаграждения со стратегией компании

· Доля постоянных выплат должны быть меньше доли переменных

· Оптимальное соотношение постоянной и переменной частей

· Выплата за достижение поставленных целей и результатов

· Вознаграждение должно быть направлено как на достижение долгосрочных, так и краткосрочных показателей

Виды программ вознаграждения для топ-менеджмента

· Краткосрочные программы – бонусы по итогам года

· Долгосрочные – больше года

Механизм программы вознаграждения

1. Определение цели на основе стратегии

Цели должны быть сбалансированными, т.е. не только отражать достижение финансовых показателей, но и взаимоотношения с клиентами, совершенствование бизнес-процессов, развитие персонала.

2. Установление KPI

3. Установление веса каждого показателя

Для каждого показателя устанавливаются уровни достижения:

× Ниже порогового бонус не выплачивается

× Пороговый – в 80% от целевого значения

× Целевой – 100%

× Максимальный – до 150% целевого

× При превышении максимального значения ограничивают 150%

× Если показатель находится между пороговым и целевым или между целевым и максимальным используется специальная формула.

4. Определение размера целевого бонусного фонда

5. Определение размера целевого бонусного фонда для каждого топ-менеджера

Бонус устанавливается в процентах от годовой базовой з/п. Ориентируются на уровень вознаграждения в сопоставимых компаниях.

Показатели, наиболее часто используемые для формирования бонусного фонда

· Выручка/продажи

· Показатели прибыли

· Показатели денежного потока

· Показатели рентабельности

· Производственные показатели

· Показатели качества

· Показатели удовлетворённости клиентов

Мотивированная модель на основе BSC

  Показатель BSC
Финансовая 60% Прибыль по сравнению с конкурентами ROCE по сравнению с конкурентами Сокращение затрат по сравнению с планом Рост доли на новых рынках Рост доли на существующих рынках  
Клиентская 10% Доля рынка Степень удовлетворённости клиентов Степень удовлетворённости дилеров 2,5 2,5 2,5 2,5
Внутренние бизнес-процессы 10%    
Обучение и развитие 20% Атмосфера в коллективе Коэффициент стратегического переобучения Доступность стратегической информации  

Выбор программы долгосрочного стимулирования или сочетания таких программ зависит от следующих факторов

· Размер и форма собственности компании

· Отрасль, в которой развивается компания

· Стратегические цели собственников и акционеров

· Другие социоэкономические и культурные факторы

Группы, которые могут включаться в систему долгосрочного стимулирования

Топ-менеджмент Весь менеджмент Носители желаемых образцов поведения
Только топ-менеджеры, которые реально способны самостоятельно принимать управленческие решения и непосредственно отвечать за результаты работы компании. Для менеджеров среднего звена более действенной мотивацией может, например, стать процент от EVA. Оценка п добавленной стоимости (EVA) показывает, насколько успешно менеджер создаёт на предприятии добавленную стоимость, действуя в рамках между рентабельностью активов капитала Все менеджеры высшего и среднего уровня. В этом случае необходимо устанавливать дополнительные показатели эффективности работы, так как многие руководители среднего звена не могут непосредственно влиять на рост котировок акций компании Сотрудники, внесшие существенный вклад в развитие компании. В эту группу могут быть включены топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и высококвалифицированные специалисты. В этом формате опционы становятся в большей степени вознаграждением за уже проявленные результаты деятельности, зависят от воли собственников, но при этом хорошо задают ориентиры для остальных сотрудников, формируют желаемое для компании поведение




Подборка статей по вашей теме: