double arrow

Денежно-кредитная система. Монетарная политика государства

3

Государственный бюджет Российской Федерации.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства на один финансовый год. Он состоит из двух частей – доходной и расходной.

Доходы бюджета Российской Федерации примерно на 84% формируются из поступающих налогов, среди которых два основных на сегодняшний день – налог на прибыль предприятий и организаций и налог на доходы физических лиц. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой в России налог на имущество (налог на землю и налог на недвижимость) составляет лишь малую часть поступлений в бюджеты разных уровней. Неналоговые доходы составляют примерно 7% поступлений и бюджетные целевые фонды – около 9%.

Главной статьёй расходов бюджета Российской Федерации являются государственные закупки товаров и услуг – около 21 %, в том числе затраты на научные исследования, НИОКР и деятельность по внедрению и коммерциализации технологических инноваций. Наиболее быстрыми темпами в расходной части бюджета РФ растут расходы на госуправление и затраты на силовые структуры – вооружённые силы и МВД.

Превышение доходной части бюджета над расходной называется профицитом бюджета, превышение расходной части бюджета над доходной называется дефицитом бюджета.




Бюджетный профицит связан со сдерживающей государственной фискальной политикой, ведёт к уменьшению государственного долга.

Бюджетный дефицит связан со стимулирующей государственной фискальной политикой, ведёт к увеличению государственного долга.

Государственный долг – задолженность государства перед иностранными государствами и организациями и физическими лицами (внешний долг) и перед гражданами и частными организациями своей страны (внутренний долг).

Внешний долг образуется путём займов на внешних рынках через размещение облигаций внешнего валютного займа (ОВВЗ), получение кредитов МВФ (Международного валютного фонда), получение кредитов иностранных государств по двусторонним договорённостям, финансирование проектов на территории России иностранными фирмами под гарантии государственного бюджета и некоторыми другими путями.

Внутренний долг образуется через размещение государственных ценных бумаг (ГКО и других) среди населения, отсрочку социальных обязательств государственного бюджета, выплату за счёт бюджета сумм, образующих задолженность коммерческих организаций перед населением, в уставном капитале которых участвует государство, например Сбербанка РФ.

Таблица 6.1. Прогноз размеров госдолга Российской Федерации

  На 1 января 2012 г. На 1 января 2013 г. На 1 января 2014 г.
    % от ВВП   % от ВВП   % от ВВП
Госдолг внутренний, трлн. руб. 5,1 10,1 7,0 12,5 8,8 14,2
Госдолг внешний, млрд.долл.США. 55,6 3,4 65,2 3,6 75,6 3,7
(млрд. евро ) (44,9) (52,1) (58,2)
Всего, % от ВВП   13,5   16,1   17,9

Нормальной макроэкономической пропорцией считается суммарная величина госдолга 70-80% от ВВП. Пока проблем нет, но при падении цен на нефть, обслуживание госдолга РФ, то есть выплата процентов по нему ляжет неподъёмным бременем на бюджет и потребует жестких мер ограничений социальных затрат бюджета, замораживание пенсий и льгот, повышение пенсионного возраста, ограничения роста зарплат бюджетникам. Но произойдёт это не раньше выборов президента РФ в марте 2014 года.



Государственный долг Италии 2 трлн. евро при громадном бюджете в 700 млрд. евро (2009 г. – 5 место в мире, больше чем у Китая и Великобритании).

Основные функции государственного бюджета:

· перераспределение национального дохода и ВВП;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

В России механизм государственного бюджета ориентирован на финансирование структурной перестройки экономики, наращивание её инновационного потенциала. В то же время бюджет является социально ориентированным, то есть обеспечивающим социальную защищённость населения, в первую очередь так называемого институтуционального населения, то есть тех людей, чьи доходы напрямую зависят от трансфертов из государственного бюджета – пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и других бюджетников и некоторых других категорий граждан.



Осуществление расходов государственного бюджета происходит путём бюджетного финансирование через Федеральное казначейство Российской Федерации (подразделение Минфина РФ). Оно основывается на принципах

достижения намеченного финансового результата с минимальными затратами;

· целевого характера бюджетных ассигнований;

· предоставления бюджетных средств по мере выполнения плановых показателей по освоению ранее выделенных траншей с учётом достижения намеченных производственных показателей;

· безвозвратности бюджетных трансфертов (сейчас применяется достаточно новый механизм финансирования регионов – бюджетные кредиты, то есть срочные займы из бюджета на возвратной основе).

Табл. 6.2. Показатели бюджетного процесса на 2011-2013 гг. (прогноз)

  Инфляция, % ВВП, трлн. руб. Доходы бюджета, трлн. руб. Расходы бюджета, трлн. руб. Дефицит, трлн. руб. Дефицит, % от ВВП
6,5 50,4 8,8 10,7 1,9 3,8
6,0 56,0 9,5 11,2 1,7 3,0
5,5 61,9 10,4 12,2 1,8 2,9

Мы видим, что при сохранении номинального дефицита бюджета примерно на одном уровне, процентное отношение дефицита к произведённому ВВП неуклонно снижается (в 2010 г. этот показатель составлял 5%). Такое состояние дел возможно пока только за счёт благоприятной конъюктуры мировых цен на нефть.

Денежно-кредитная система – это сложившаяся в обществе система отношений по организации денежного обращения и кредита. Эта система включает в себя и иерархическую совокупность кредитных организаций страны, т.е. банковскую систему.

Деньги – это всё то, что выполняет функции денег. Мы выделяем три функции денег:

средство обращения, используемое для купли-продажи товаров и услуг (позволяет избежать сложностей натурального бартерного обмена);

мера стоимости – позволяет сравнивать относительные стоимости разнородных товаров и услуг, выражая их стоимость только в денежных единицах, в том числе и в сделках с будущими платежами, делая возможным принятие рациональных решений;

средство сбережения – наиболее ликвидная форма богатства, позволяющая при необходимости использовать практически без потерь.

Металлические и бумажные деньги представляют собой долговые обязательства государства (это так называемая денежная масса М0). Вместе с денежными средствами предприятий и физических лиц на расчётных счетах коммерческих банков, которые представляют долговые обязательства коммерческих банков они составляют так называемую денежную массу М1. Данные об объёме денежной массы М1 публикуются на официальном сайте Центрального банка РФ (ЦБ РФ) – www.cbr.ru. Это очень важный макроэкономический показатель, динамика которого характеризует процессы, происходящие в экономике страны и эффективность мер, проводимых ЦБ РФ и Минфином РФ для регулирования экономического развития страны.

Таким образом,

М0 – наличные деньги в обращении

М1 = Наличные деньги + Безналичные средства на текущих счетах до востребования.

На сегодняшний день денежная масса М0 Российской Федерации составляет 7,3 трлн. руб.

Денежная масса М2 включает в себя срочные депозиты на счетах кредитных учреждений.

М2 = М1 + срочные депозиты

На сегодняшний день денежная масса М2 Российской Федерации составляет 21,5 трлн. руб.

В денежно-кредитной системе США выделяют агрегаты М1, М2 и М3. В М3 особо выделяются крупные депозиты – свыше 100 тыс. долларов США, поскольку ликвидность таких депозитов значительно ниже, чем более мелких, их досрочное получение для расчётов связано с бОльшими трудностями и потерями для владельцев таких депозитов.

Банковская система развитых стран представляет собой чаще всего двухуровневую систему – Центральный банк (правительственный орган, обладающий полномочиями эмиссии денежных знаков и контроля за деятельностью коммерческих банков. Нижний уровень – сеть коммерческих банков и небанковских кредитных учреждений, оказывающих услуги финансового посредничества коммерческим организациям и отдельным гражданам.

Контроль за деятельностью коммерческих банков ведётся на основе статистического учёта банковской деятельности и системы обязательных резервов, отчисляемых банками на корреспондентские счета в ЦБ в соответствии с принятыми нормативами.

Ликвидность банка – это возможность банка своевременно оплачивать предъявленные требования. Для обеспечения ликвидности всей банковской системы в целом, ЦБ создаёт Фонд обязательных резервов, куда коммерческие банки отчисляют проценты от сумм находящихся на их счетах в соответствие с принятыми нормативами.

Ставка отчислений в ФОР является определяющим фактором денежной мультипликации.

Механизм денежной мультипликации:

а) фирма Х открывает счёт в банке А на сумму 100 тыс. руб.;

б) при ставке обязательных резервов 10% банк А перечисляет в ЦБ 10 тыс. руб.;

в) свободные кредитные ресурсы в 90 тыс. руб. банк А выдаёт в виде кредита фирме Y;

г) общая денежная масса возросла на 90 тыс. руб. и составила 190 тыс. руб.;

д) кредит, взятый фирмой Y, поступает в оплату инвестиционных товаров на счёт фирмы Z в банке В;

е) банк В перечисляет в ФОР 10% обязательных резервов, т.е. 9 тыс. руб.;

ж) свободные кредитные ресурсы в размере 81 тыс. руб. банк В выдаёт в виде кредита фирме Z;

з) общая денежная масса возросла ещё на 81 тыс. руб. и составила 271 тыс. руб.;

и так далее…

Этот процесс продолжится до тех пор, пока прирост денежной массы не приблизится к минимальному уровню выдаваемых кредитов, или пока спрос на кредитные ресурсы не будет исчерпан. Кроме этого, ЦБ, выдавая кредиты коммерческим банкам (рефинансируя их за счёт их же средств, перечисленных в ФОР), также способствует увеличению кредитных ресурсов коммерческих банков и денежной массы в обращении.

Прирост денежной массы:ΔM = k x ER0, где

· ΔM – прирост денежной массы;

· k – денежный мультипликатор;

· ER0 – исходная величина свободных кредитных ресурсов

k= 1 / rr, где

rr – reseved rate – ставка резервирования ЦБ

Таким образом, коммерческие банки увеличивают денежную массу в обращении, «делают деньги».

Стоимость денегопределяется ценами на рынке (если цены на рынке возросли вдвое, то нам понадобится вдвое больше денег для обеспечения товарооборота и наоборот)

D = 1/P,

где D – стоимость денег, P – уровень цен



3




Сейчас читают про: