double arrow

Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства

2

1.1. Принципы построения финансово-бюджетной системы и её структура.

Финансово-бюджетная система – это сложившаяся в обществе система отношений по формированию, распределению и обмену фондов денежных средств.

Государственные фонды денежных средств включают:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

Государственный бюджет – основной централизованный государственный фонд денежных ресурсов, используемый государством для осуществления его функций.

Доходы бюджета:

Налоги (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, земельный налог, др.); акцизы, таможенные пошлины – это те же налоги, характеризующиеся обязательностью платежей и устанавливаемые государством;

Штрафы, пени, судебные сборы и др. платежи в бюджет;

Доходы от деятельности государственных предприятий и вложений государственных средств в ценные бумаги.

Расходы бюджета:

Трансферты регионам;

Трансферты во внебюджетные фонды;

Финансирование наиболее важных для государства проектов, выделенных отдельной строкой в бюджете (финансирование РФФИ – Российского фонда фундаментальных исследований, финансирование Фонда «Сколково» и некоторые другие);

Расходы на народное хозяйство (транспортная, инженерная инфраструктура, субсидии предприятиям);

Расходы на социальную сферу (культура, наука, здравоохранение, образование, социальное обеспечение);

Обслуживание госдолга (выплаты процентов по займам и погашение государственных облигаций);

Расходы на государственное управление и оборону.

Уровни госбюджета:

федеральный бюджет;

региональные бюджеты (субъектов Федерации);

местные бюджеты (муниципальные бюджеты).

Внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Рф;

Фонд социального страхования;

ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).

1.2. Фискальная политика и её инструменты.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – набор мероприятий, осуществляемых государством, направленных на наполнение государственного бюджета, путём сбора налогов, для достижения целей государственного управления, в том числе – устойчивого развития государства, обеспечения полной занятости населения, сокращения инфляции до приемлемого уровня, достижение целей внешнеполитической деятельности.

Инструменты фискальной политики:

Осуществление трансфертов. Трансфертные платежи – выплата денег или передача товаров и оказание услуг в натуральной форме на безвозмездной основе, не сопровождающаяся встречным потоком товаров и услуг (в случае перечисления денег из бюджета) или денег (в случае передачи товаров и услуг). К трансфертным платежам относятся стипендии, пособия, пенсии (через Пенсионный фонд РФ), компенсации, субвенции, субсидии и пр. выплаты);

Государственные закупки товаров и услуг, направленные на уменьшение последствий колебаний экономической конъюктуры в бизнес-циклах и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Налоговые платежи – обязательные сборы и платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в соответствие с установленным законодательством. К относятся налоги, сборы, пошлины, акцизы.

Виды налогов:

1. В зависимости от объекта налогообложения:

прямые налоги;

косвенные налоги.

Прямые налоги – налагаются на доходы отдельных физических или юридических лиц – примеры: подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость (земельный налог и налог на имущество), налог на наследование или дарение и др.

Косвенные налоги – налагаются на определённые хозяйственные операции и виды деятельности – примеры: НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, таможенные сборы. Специфика этого вида налогообложения в том, что расходы по этим налогам поставщик товаров и услуг включает в их стоимость и перекладывает на конечного потребителя.

2. В зависимости от установленной государством шкалы налогообложения:

прогрессивные налоги;

регрессивные налоги;

пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог – налог, ставка которого растёт по мере роста облагаемой налогом суммы;

Регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере роста облагаемой налогом суммы;

Пропорциональный налог – налог, по которому установлена единая стабильная, не зависящая от размера облагаемой суммы.

Эффект Лаффера – закономерность, выведенная на основе анализа эмпирических данных американским экономистом Артуром Лаффером, согласно которой превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к уменьшению налоговых поступлений в бюджет; причины – снижение деловой активности, перевод бизнеса в другие страны, сокрытие доходов, переезд налогоплательщиков на постоянное местожительство в другие страны (потеря резидентов).

Изъятие у налогоплательщика 40-50% в виде налогов является пределом, за которым сворачивается предпринимательская инициатива. 15% налоговых отчислений является примерно той границей, на которой заканчиваются возможности эффективного управления экономикой и обществом в целом со стороны государства и исполнения им своих функций.

Сторонники концепции Лафффера утверждают, что снижение налогов на бизнес стимулирует экономику, увеличивает количество рабочих мест и масштабы производства, и тем самым увеличивает поступления в бюджет.

Налоговый мультипликатор. Изменение ставки налогов и объёма собираемых налогов имеет мультипликативный эффект, то есть изменение объёмов собираемых налогов на 1 ед. увеличивает (или уменьшает) прирост ВНП меньше, чем на 1 единицу.

Мультипликатор (Кейнса) – коэффициент, показывающий зависимость изменения валового продукта от изменения инвестиций.

Так при проведении политики увеличения налогового бремени неизбежный спад производства национального продукта происходит на величину, меньшую, чем увеличение налогов.

Почему?

Располагаемый доход складывается из двух элементов – потребления и сбережения. Потребление зависит от предельной склонности к потреблению, или доли (части прироста или сокращения) дохода, которые потребляются.

Пусть предельная склонность к потреблению:

MPC = ΔC / ΔI (изменения в потреблении / изменения в доходе) = 3/4

Соответственно, увеличение налогов и снижение располагаемого дохода на 20 млрд. руб. приведёт к снижению потребления на

3/4* 20 = 15 млрд. руб.

MPS – предельная склонность к сбережению

Поскольку прирост (уменьшение) дохода всегда идёт либо на потребление, либо на сбережение, всегда должно выполняться равенство

MPC + MPS = 1,

б) Государственные расходы

Государственные расходы – важнейший инструмент регулирования объёмов произведённого ВВП, расходов на потребление и поддержания макроэкономического равновесия. Это следует из известного соотношения

Y = AD = C + I + G + Xn,

Где Y – объём выпуска; AD – совокупный спрос; С – потребление домохозяйств; I – валовые частные инвестиции; G – государственные расходы; Xn – чистый экспорт (Exp – Imp).

При изменении государственных расходов возникает мультипликативный эффект – цепочка дополнительных потребительских расходов (безработные на государственное пособие купили хлеб, булочник на вырученные от продажи деньги купил сапоги и т.д.

Мультипликатор государственных расходов показывает прирос ВВП в в результате приращения государственных расходов на единицу.

Если прирост государственных расходов = 10 ед., а прирост ВВП составил в результате этих расходов 20 ед., то мультипликатор = 2, т.е. каждый рубль госрасходов обеспечивает 2 рубля приращения ВВП. Зная величину этого мультипликатора, можно прогнозировать влияние на величину ВВП различных госпрограмм, начиная от госзакупок и до финансирования социальных программ.

в) Дискреционная и автоматическая фискальная политика

Как правило, политика государства в области экономики зависит от того на какой фазе цикла находится страна: подъёме или рецессии.

На фазе рецессии или депрессии проводится стимулирующая фискальная политика, чтобы оживить экономику, повысить совокупный спрос и стимулировать экономику. На фазе подъёма государство проводит сдерживающую экономическую политику, чтобы не допустить нарушений баланса валютного курса и высоких темпов инфляции.

Стимулирующая фискальная политика состоит в увеличении размеров государственных закупок товаров и услуг, снижении налогов и повышении уровня трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика, наоборот, заключается в уменьшении размеров государственных закупок товаров и услуг, повышении налогов и снижении уровня трансфертов.

Фискальная политика также делится на дискреционную и автоматическую.

При проведении дискреционной политики, сторонниками которой являются неокейнсианцы, параметры фискальной политики определяются государственными органами. Государство официально объявляет об увеличении или уменьшении объёмов государственных закупок, изменении налоговых ставок, размеров трансфертных выплат.

Под автоматической политикой, приверженцами которой являются представители неоклассической школы экономистов, понимают работу «встроенных стабилизаторов». Такими стабилизаторами являются, например, процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные выплаты, привязанные к уровню дохода граждан. При любом изменении ситуации в экономике и, соответственно, доходов граждан размеры выплат автоматически изменяются. Например, при уменьшении заработной платы автоматически уменьшается размер подоходного налога. Уровень государственных расходов и налоговых ставок не зависит от того, на какой фазе цикла находится экономика государства.

г) проблемы, возникающие при проведении фискальной политики.

Эффект «Growding-out» или «эффект вытеснения» проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Для увеличения государственных расходов требуются деньги, отсюда на рынке заёмных средств растёт спрос на деньги, банки повышают процентные ставки по кредитам по закону спроса, или по причине нехватки денежных средств. По этой причине инвесторы берут меньшие кредиты, что ведёт к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, политика стимулирования экономики со стороны государства приводит к обратному эффекту. Возможен и обратный эффект «Growding-in» или «эффект замещения», когда сокращение государственных расходов ведёт к избытку денежных средств на финансовом рынке, понижению процентных ставок из-за увеличения денежного предложения и росту инвестиций в экономику страны со стороны частного капитала и тем самым росту экономики.

Дисбаланс государственного бюджета – рост государственных расходов, часто недостаточно эффективных, хотя и ведёт к повышению ВВП, увеличивает дефицит бюджета, что возможно только до определённого уровня.

Неопределённость прогнозов состояния экономики – политика государственных расходов базируется на представлении будущего состояния экономики, исходя из целевых установок и прогнозов развития экономики. Не всегда эти прогнозы точно отражают действительное состояние дел и государственные расходы могут действовать в противоречие с намерениями правительства, усиливая проблемы экономики вместо того, чтобы их решать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: