Характеристика основных инструментов электронной коммерции

Понятие и значение электронной коммерции

Лекция 3. Электронная коммерция

Содержание

1. Понятие и значение электронной коммерции.

2. Характеристика основных инструментов электронной коммерции.

3. Категории электронной коммерции по типу взаимодействующих субъектов.


Аббревиатуры ЭК – электронная коммерция

ЭОД – электронный обмен данными

Электронная коммерция – это торговая деятельность, имеющая целью получение прибыли, при которой выбор и заказ товаров проводится с использованием технологий Интернет, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и (или) средств платежа.

Полная коммерческая операция, включая заказ, перевозку, получение, выписку счетов и платежный цикл, может быть проведена электронным способом. Преимущества электронной коммерции:

· Продвижение товара и ориентирование их на потребителя;

· Снижение издержек;

· Своевременность информации;

· Сокращение времени перевода денежных средств;

· Улучшение уровня обслуживания и взаимоотношений с клиентом;

· Конкурентные преимущества;

· Удобство ведения бизнеса

Сам процесс электронной торговли можно разделить на три этапа.

1. Первый этап - этап поиска - включает первый контакт между потребителями и поставщиками. Эта стадия может приводить или нет к заключению конкретной сделки.

2. Второй этап влечет за собой заказ и платеж за товар или услугу.

3. Третий этап - поставка. В случае поставки товаров или услуг, представляющих собой информацию в цифровом формате, все три стадии можно осуществить с помощью Интернета.

Электронная коммерция включает электронную торговлю физическими и электронными товарами и услугами. Основным компонентом является поддержка цикла коммерческой сделки.

Сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. При этом вся деятельность может вестись не только между фирмами, находящимися на расстоянии друг от друга (Экстранет), но и внутри отдельной компании (Интранет).

Следует выделить 6 главных инструментов, относящихся к электронной коммерции: телефон, факс, интерактивное телевидение, системы электронных платежей и переводов денежных средств, электронный обмен данными (ЭОД - EDI, Electronic Data Interchange) и сеть Интернет (включая электронную почту). Такие инструменты, как телефон, факс и телевидение, давно и с успехом используются для коммерческих транзакций.

Именно с помощью Интернета все элементы коммерческой сделки могут быть проведены на интерактивной основе, с сопутствующим окружением в виде звука, видео и передачи текста, при относительно низких издержках. Это делает Интернет более многосторонним и универсальным, чем прочие инструменты электронной торговли, а также позволяет вести торговлю на более глобальном уровне.
Электронные системы платежей также являются частью электронной коммерции. Хотя их функция заключается лишь в осуществлении денежных переводов, они являются важным дополнением к остальным средствам электронной торговли.

Из технологий, на которых может базироваться электронная коммерция, наиболее отработанной на сегодняшний день является электронный обмен данными — EDI (Electronic Data Interchange). Это метод кодировки последовательных трансакций и их обработки в интерактивном режиме.

В электронной торговле происходит трансформация способов создания, хранения и обработки информации. С помощью ЭОД поток фактических данных, требующихся для каждого участника сделки, организуется и структурируется в электронные сообщения, которые называются так же, как обычные бумажные документы: заказ, инвойс, отгрузочная ведомость, международная товарно-транспортная накладная, страховой полис, таможенная декларация и т.п.

Эти документы имеют свои эквиваленты в терминах международных стандартов ЭДИФАКТ(электронных международных стандартных сообщений для управления, торговли и транспорта - Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport). ЭДИФАКТ разрабатывался с целью дать компаниям возможность осуществлять полный цикл делового взаимодействия с многочисленными партнерами на основе единого стандарта и единой технологии.

ЭОД избавляет от необходимости обработки, почтовой пересылки и повторного введения в компьютеры информации из бумажных документов. Уменьшение издержек - наиболее впечатляющий результат внедрения ЭОД.

Начальные вложения в специализированные коммерческие сети и программное обеспечение, осуществляющее преобразование данных в ЭОД-формат и обратно, достаточно велики. Использование Интернет в качестве коммуникационной основы для ЭОД открывает компаниям пути к использованию этой технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: