Электронная торговля: ее сущность и значение в мировом хозяйстве

Электронная торговля – торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет. Так же можно дать определение, что электронная торговля - это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств. Существует и понятие «электронная коммерция». Электронная коммерция – это бизнес, основанный на информационных технологиях.

Электронная коммерция предполагает:

- открытие своего сайта и виртуального магазина в Интернете;

- наличие системы управления компанией;

- использование электронной рекламы и маркетинга;

- использование моделей бизнес для бизнеса и/или бизнес для потребителя.

В общем оба понятия можно считать идентичными, тем не менее, в американской традиции чаще используется термин «электронная торговля», в европейской – «электронная коммерция».

Началом возникновения электронной торговли можно считать 1970 г., когда в США появились электронный обмен данными по компьютерным сетям - EDI (ElectronicDataExchange) -и электронный перевод денег банками в компьютерных сетях - EFT (ElectronicFundsTransfer). Первоначально электронной торговлей пользовались, главным образом, государственные органы, крупные финансовые организации и предприятия. Затем движущей силой формирования области электронной торговли стали компании-эмиттенты кредитных карточек. Такие фирмы, как "Виза Интернэшнл", использовали частные и коммерческие сети связи для санкционирования и обеспечения чистоты финансовых операций с кредитными карточками. С середины 1980-х годов коммерческие оперативные информационные службы, такие, как "Компьюсерв" и "Сорс", разрешили своим пользователям оперативно (в диалоговом режиме) приобретать товары или услуги, а затем вводить стоимость сделанных покупок в свои месячные отчеты, которые часто оплачивались посредством кредитных карточек. Быстро растущий интерес потребителей к сети Интернет, широкое использование программ просмотра (браузеров), в которых предусматривается зашифрованная передача информации о кредитных карточках, и значительное распространение мультимедийных компьютеров - это лишь некоторые из факторов, стимулировавших развитие электронной торговли в 1990-е годы. При электронной торговле персональный компьютер (ПК), подключенный к сети Интернет, или коммерческая оперативная служба используются для взаимодействия с какой-либо финансовой организацией или для покупок товаров и услуг.

Функциями электронной торговли являются:

§ реклама

§ представление товара

§ проведение покупки

§ послепродажное обслуживание

§ налаживание долгосрочных отношений с клиентом

К преимуществам электронной торговли по сравнению с традиционной можно также отнести реализацию глобального присутствия или выбора предприятия, сокращение временного пути движения товара от поставщика к заказчику, упрощение процессов получения и предоставления информации, ведения переговоров между участниками сделки, послепродажного обслуживания, снижение трудоемкости при работе с электронными документами, а также предоставление возможности отслеживания контракта в интерактивном режиме.

На принятие решения воспользоваться услугами интернет-магазина влияют следующие факторы:

- более низкие цены, чем в обычных магазинах (41%);

- быстрая и налаженная доставка товара (35%);

- удобная и безопасная система оплаты (35%);

- гарантия качества с возможностью замены и гарантийным обслуживанием (35%).

Согласно определению ВТО электронная коммерция – это процесс производства, продажи, рекламы и распространения какой-либо продукции по всем телекоммуникационным сетям.

Экономические отношения в Интернете являются основой интернет-экономики (или сетевой экономики). Последнее понятие появилось давно, но его значение было несколько другим. Сейчас это все экономические процессы, которые происходят в глобальной сети Интернет.

Весь процесс осуществления электронной торговли можно подразделить на три стадии:

1) стадия поиска. На этом этапе осуществляется поиск необходимого товара и происходит первое взаимодействие продавца и покупателя;

2) стадия заказа и оплаты. Эта стадия наступает, если обе стороны согласны с условиями совершения этой сделки;

3) стадия поставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: