double arrow

В отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами


Административно-правовые отношения.

Административно-правовое отношение –это урегулирован­ное административно-правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантиро­ванных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Ø возникновение на основе норм административного права;

Ø возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Ø наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Ø участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Ø правовые отношения имеют много разновидностей;

Ø реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Ø споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Административно-правовые отношения могут возникать между:

- органами государственного управления (например, исполкомом и РОВД);




- органом государственного управления и общественной организацией (например, РОВД и штабом ДНД);

- между органами государственного управления и гражданами (например, между РОВД и гражданином).

Следовательно, субъектами административно-правовых отношений являются:

- органы государства;

- государственные учреждения;

- предприятия и организации;

- институты гражданского общества и их представители;

- граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются права и обязанности, предусмотренные для данного правоотношения.

Характерные особенности административно-правовых отношений.

1. Они складываются только в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в процессе государственного управления.

2. Одной из сторон (субъектом) обязательно выступает государственный орган или его полномочный представитель.

3. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон – и органа управления, и гражданина, и других.

Особенностью их возникновения является то, что согласие второй стороны не является обязательным условием (в отличие от гражданско-правовых отношений договорного характера). Это значит, что административные правоотношения могут возникнуть и вопреки желанию одной из сторон. Поэтому, например, когда гражданин подает заявление или жалобу, соответствующий орган обязан принять ее к рассмотрению, независимо от того, есть или нет желания это сделать.



4. Между сторонами (субъектами) административно-правовых отношений могут возникать споры, поэтому особенностями этих отношений является то, что, как правило, споры разрешаются в административном порядке, а не в судебном порядке.

Так, если гражданин не согласен с административной комиссией, наложившей на него штраф за нарушение паспортных правил, он имеет право подать жалобу в исполком, при котором образована административная комиссия.

5. Ответственность наступает не перед второй стороной, что характерно, например, для гражданско-правовых отношений, а перед государством.

Виновная сторона отвечает перед уполномоченным на то органом управления (должностным лицом). Так, например, мелкий хулиган, оскорбительно пристававший к гражданам, несет ответственность не перед последним, а перед государством в лице милиции, стоящей на страже общественного порядка. Такой порядок ответственности понятен, ибо нарушаются интересы государства в области (сфере) государственного управления.







Сейчас читают про: