double arrow
Адм.-правовые отношения: понятие, структура, виды.

Адм.-правовые отношения это правоотношения в сфере исполнит. власти, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных АП.

Адм.-правовые отношения имеют ряд особен­ностей: 1. Одна сторона - ОИВ или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями госуд.-властного организующего характера. 2. Это властеотношения, где су­ществует неравенство сторон: одна сторона принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, т.к. наделена соответствующими государ­ственно-властными полномочиями. 3. Многие ОИВ и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, поскольку действуют по поручению государства. 4. АП отношения возникают по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны необязательно. 5. АП отношения характерны и тем, что в случае нарушения одной из сторон нормативных тре­бований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми явл-ся ОИВ.

Это отличает АП отношения от правоотношений в других отраслях права. Каждое АП отношение есть опреде­ленная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участни­ков. Этим характеризуется содержание правоотношения. Право­мочию — субъективному праву одного S — всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. АП норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую от­ветственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.




Структура АП отношений представляет собой единство этих элементов: субъект, объект, юридический факт. АП отношений могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, госуд. органы, предприятия и учреждения, общественные объединения, госуд. служащие, ОМС. Для того, чтобы лицо рассматривалось как АП отношения ему необходимо обладать адм.й правосубъектностью.

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения. При этом одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.



Объектамиадминистративно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать:

· действия и поведение лица;

· государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);

· предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);

· совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

· Административно-правовые отношения возникают при нали­чии условий, предусмотренных административно-правовыми нор­мами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, дейст­вия, а в некоторых случаях - события.

1) Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомер­ные действия.

Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть:

= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям адми­нистративно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий – правонарушений, - являются:

= преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

= к правонарушениям относятся дисциплинар­ные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

2) События — явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.). Юридические факты могут быть:

= по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

= по форме своего проявления:

- положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

- отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

Виды АП отношений: по содержанию АП отношения делятся на материальные и процессуальные. Материальные АП отношения содержат лишь субъективные права и юридические обязанности участников без указания на порядок их реализации и регулируются нормами материального АП (отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями ОИВ, ОИВ и гражданами). Процессуальные отношения урегулируются процессуальными нормами и складываются в процессе процессуальной деятельности по поводу принадлежащих им прав и юридич. обязанностей, связанных с разрешением индивидуально-конкретных дел (выдача разрешения на оружие, на создание частного детективного агентства). По юридическому характеру взаимодействия делятся на 2 группы: отношения, где один из участников подчинен другому – вертикальные правоотношения (вышестоящие и нижестоящие ОГВ) и отношения, в рамках которых стороны юридически и фактически равноправны – горизонтальные (характерны в системе межотраслевого регулирования – охрана окружающей среды).






Сейчас читают про: