Каковы бы ни были причины сопротивлений, за каждой стоят группы интересов и конкретные люди, поэтому изменения нужно готовить при максимальном участии групп интересов, добиваясь смещения центра силы в сторону поддержки изменений.
Как отмечалось выше, концепцию анализа поля сил предложил К. Левин (1951 г.). В соответствии с этой концепцией, любая организация или ситуация рассматривается как находящаяся при определенном соотношении между движущими и сдерживающими силами изменения. Если силы, сдерживающие изменения равны силам, вызывающим эти изменения, то ситуация остается в состоянии равновесия и нечего не происходит (см. рисунок 3.3.). Чтобы вызвать перемены, необходимо сместить баланс сил в желательную сторону, тогда произойдут ожидаемые изменения, и установится новое равновесие сил.
Пример анализа поля сил. Рассмотрим пример (см. рисунок 3.4) использования поля сил для анализа сил сторонников и противников конкретного изменения, связанного с созданием системы семинаров по обмену опытом и введению единой информационной системы группы анализа информационно-аналитического бюро. На этом рисунке красные стрелки разной толщины (свидетельствующей о мощности данной силы) отражают силы, содействующие проведению изменений, а синие - противодействующие. Пунктирные красные стрелы отражают "потенциал для изменений", пока не действующие, но возможные содействующие силы. Иногда возможно за конкретными стремлениями или опасениями указать конкретных людей и группы, что и сделано в данном случае. Цель анализа взаимодействия движущих и сдерживающих сил состоит в том, чтобы глубже понять мотивы сопротивления. Важно глубоко понять причинно-следственные связи и увидеть глубинные источники противостояния для того, чтобы наиболее эффективно и адресно провести мероприятия по изменению.
Незаменимым средством дальнейшего анализа являются причинно-следственные диаграммы, на которых, последовательно определяя цепочки причин и следствий, мы постепенно выявляем глубинные причины возможного сопротивления. Продолжая анализ ситуации в группе анализа, рассмотрим причины нежелания двух ключевых аналитиков группы С. Иванова и Л. Быкова поддержать предложенную руководством систему обучения в группе на основе семинаров. Для этой цели используем известную разновидность причинно-следственных диаграмм - диаграмму Ишикавы. Диаграмма Ишикавы для нашего случая приведена на рисунке 3.5. При этом красным показаны намеченные руководителем мероприятия по нейтрализации выявленных источников сопротивления.
![]() |

Рисунок 3.3.Анализ поля сил по Левину
Рисунок 3.4 - Диаграмма поля сил для ситуации изменения технологии работы группы анализа информационно - аналитического бюро в организации

Рисунок 3.5 - Причинно-следственная диаграмма для анализа источников сопротивления проводимым изменениям
