Этика – система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Существуют различные обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Психологи-исследователи обязаны: 1) обращаться с испытуемыми с уважением, не ущемляя их прав; 2) заботиться о благополучии участвующих в эксперименте; 3) быть честным при сборе и обработке данных.
В 1953 г. в Американской психологической ассоциации (АПА) был опубликован кодекс поведения и этических принципов психологов. Он состоит из 6 основных принципов, из 102 стандартов, разделённых на 8 основных категорий. Последняя доработка была проведена 1992 г. К основным этическим принципам относятся:
1. Компетентность.
2. Честность.
3. Профессиональная и научная ответственность.
4. Уважение к правам и достоинствам людей.
5. Забота о благополучности других людей.
6. Социальная ответственность.
Выполнение кодекса этики обеспечивается действиями комитета АПА по этике, занимающегося расследованиями жалоб на членов ассоциации и вынесения по ним решений.
|
|
Основные отечественные правовые документы, определяющие работу психолога, – «Всеобщая декларация прав человека»; «Конвенция о правах ребёнка»; «Закон об образовании РФ» и др.
Стандарты планирования исследований:
1. Психологи разрабатывают, проводят и составляют отчёт об исследовании в соответствии со стандартами научной компетенции и этики исследования.
2. Психологи планируют исследования так, чтобы свести к минимуму возможность получения недостоверных результатов.
3. При планировании исследований психологи изучают их этическую приемлемость, опираясь на кодекс АПА. Если этическая сторона не ясна, то психологи консультируются с исследовательским советом, коллегами и другими компетентными лицами.
4. Психологи стараются обеспечить соответствующую защиту прав и благополучие участников исследования и других лиц, затронутых в эксперименте.
5. Для проведения исследования психологи получают разрешения у институтов или других организаций, предоставляя им подробную информацию о целях исследования.
Стандарты проверки добровольности участия испытуемых:
1. Распределение обязанностей. До начала исследования психологи заключают соглашение с участниками, в котором определяется суть исследования и обязанности сторон.
2. Осведомлённое согласие на участие в исследовании. Для получения осведомлённого согласия психологи используют понятный участникам язык. Осведомлённое согласие соответствующим образом документируется. Прежде чем проводить видео или аудио запись участников исследования, психологи так же должны получить осведомлённое соглашение.
|
|
3. Мистификация в исследовании. Психологи не проводят исследование с использованием мистификации.
Основными этическими проблемами, с которыми можно столкнуться в деятельности психолога, являются следующие:
1. Иногда, увлекаясь работой с испытуемым, психолог в своём стремлении получить интересные эмпирические факты ставит научные интересы выше интересов испытуемого.
2. Проблема вторжения в личную жизнь. Если в ходе исследования испытуемый добровольно раскрывает тайны своей личной жизни, то такие откровения должны носить строго анонимный характер.
3. Страх исследователя перед исследованием острых социально-психологических проблем, малое финансирование, возможность неудачно провести исследование, отсутствие поддержки со стороны властей и пр. делают исследование острых социально-психологических проблем не приглядными для учёных.
4. Проблема не добросовестности эксперимента. Добросовестность во многом зависит от адекватности используемых методик, целям и гипотезам исследования, от репрезентативности, исследуемой выборки.
5. «Кастность» и «семейность» в науке. Семейность в науке наблюдается тогда, когда уважаемые родители пристраивают своего ребёнка в науку. Каста в науке понимается как избранный круг учёных. Смысл кастовости в том, что для наиболее талантливых учёных фактически перекрывается доступ в престижные научные круги.
6. Проблема участия психологов в глобальных общественных манипуляциях. В психологии часто появляется возможность заработать деньги, участвуя в сомнительных социально-психологических исследованиях или так называемых PR-компаниях, когда с помощью психологов представители весьма богатых, но не добропорядочных партий приходят к власти в ходе различных избирательных компаний.
7. Проблема написания диссертаций за деньги.
Научное мошенничество – это обман, практикуемый с целью получения не заслуженной или не законной выгоды.
Виды мошенничества: 1) плагиат – преднамеренное присвоение чужих идей и выдача их за свои; 2) фальсификация данных – это подделка результатов.
Виды фальсификации данных: 1) ученые, вообще не собирая данных, фабрикуют их; 2) сокрытие или изменения части данных для лучшего предоставления конечного результата; 3) сбор некоторого количества данных и «додумывание» недостающей информации для полного набора; 4) сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.
В каждом из этих случаев обман является преднамеренным.
Одна из сильных сторон науки – это самокоррекция вследствие повторения эксперимента, пристальных проверок и честности коллег. Такая её организация много раз позволяла обнаруживать мошенничество.
ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — практическая психодиагностика — весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к диагносту предъявляется ряд социально-этических требований — принципов психодиагностики.
1. Принцип соблюдения тайны — предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов Требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых.
2. Принцип обоснованности научной — требует от психодиагностической методики, чтобы она была как минимум валидной и надежной (-> валидность; надежность), то есть давала результаты, заслуживающие доверия.
|
|
3. Принцип ненанесения ущерба — предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы.
4. Принцип объективности выводов — требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.
5. Принцип эффективности рекомендаций — предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать результаты, бесполезные практически или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, — профессионал или любитель-«самообразованец», при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм: 1) человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле — исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом; 2) перед проведением тестирования клиента нужно предупредить о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает; 3) любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться; 4) результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания; 5) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие лица имеют право знать результаты тестирования; 6) если тестирование проводится с целью определения уровня развития клиента, или же в конкурсном отборе или при трудоустройстве, то клиент имеет право знать не только цели тестирования, но и кем и на основе чего будут делаться о нем выводы по итогам тестирования; 7) главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся ими. В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы: 1) большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для открытой публикации в средствах массовой информации — для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними; 2) психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.
|
|