double arrow

Психологические принципы развивающего обучения

План

Лекция 9. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества.

В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Учебно-познавательная игра относится к активным формам познавательной деятельности учащихся и способствует развитию их творчества. Специалисты в области человековедения еще долго будут дискутировать о роли и значении игры на разных возрастных этапах, проблемах взаимосвязи обучения и игровой деятельности.

Цель – рассмотреть содержание и принципы развивающего обучения; познакомить с авторскими технологиями Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

1. Психологические принципы развивающего обучения.

2. Технологические приемы развивающего обучения.

3. Дидактическая система Л.В.Занкова.

4. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

5. Основные выводы.

Основные понятия: умственное развитие, обучаемость, креативность,

Понятие «умственное развитие» используется очень широко, однако не существует однозначного ответа на вопрос, по каким признакам можно судить об уровне умственного развития человека. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, активно «присваивать» его, т.е. делает личным достоянием. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка.

Некоторые расхождения возникают по вопросу о том, какова роль знаний в умственном развитии. Например, в работах А.Н.Леонтьева фактически ставится знак равенства между знаниями и умственным развитием, т.к. развитие, по мнению ученого, полностью определяется характером «присвоенного» человеком родового опыта, приобретенного в тех социальных условиях, в которых ребенок живет и развивается.

Другие ученые (Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Крутецкий) не отрицают значения знаний, но и не абсолютизируют его.

Умственное развитие, по мнению З.И.Калмыковой, – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики. В соответствии с этим, не отвечающая возрасту скудость знаний может свидетельствовать о низком уровне умственного развития.

Компонентом умственного развития следует считать фонд действенных знаний, имеющий сознательный характер их приобретения. Наряду с фондом действенных знаний в структуру умственного развития входят обучаемость.

Обучаемость – это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях: наличии исходного минимума знаний, положительной мотивации и др.

На высоком уровне проявления самостоятельности ума (самостоятельность ума – активный поиск новых знаний, новых путей решения задач) человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции, выходя за рамки непосредственного поставленной задачи. Такой высокий уровень мышления Д.Б.Богоявленская назвала креативностью.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

· проблемность обучения;

· оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;

· индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности; специальная организация анемической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: