double arrow

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

План

ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Лекция 10. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие.

Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение в педагогическом процессе. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрыми темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учащихся.

Цель – рассмотреть особенности, необходимость и возможность применения информационных и коммуникационных технологий в обучении.

1. Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума.




2. Информатизация и компьютеризация образования в современных условиях.

3. Основные требования к программным средствам учебного назначения.

4. Основные выводы.

Основные понятия: программные средства учебного назначения (ПСУН), информационные и коммуникационные технологий (ИКТ), информационная компетентность.

В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, выражающиеся в проникновении современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении таких видов профессиональной деятельности, которые требуют качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютеров (В.П. Беспалько).

Информатизация общества на современном этапе его развития представляет собой процесс нарастающего применения информационной техники для сфер производства, переработки, хранения и распространения информации
и, особенно, знаний. В первую очередь это касается технологии передачи информации с помощью глобальных компьютерных сетей (Интернета) и представления гипермедийной информации во Всемирной сети (Word Wide Web).

Результатом этого процесса является возникновение информационного общества, что, как следствие, приводит к радикальным преобразованиям не только в сфере производственных структур и технологий, но и в сфере социальных и экономических отношений. Сегодняшний уровень развития ИКТ закладывает реальный фундамент для глобальной системы дистанционного обучения, помогающей людям создавать открытую информационную среду без границ.



Одним из важнейших направлений процесса информатизации является информатизация образования, что предполагает разработку и использование новых ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания как учащихся школ, образовательных учреждений НПО и СПО, а также студентов высших учебных заведений.

«К приоритетным задачам развития образования относится информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения», – как отмечается
в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучавшем на Государственном совете РФ по образованию (24 марта 2006 г.).

Под средствами обучения на основе ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных способов и систем транслирования информации, информационного обмена, реализующие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, а также обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.



Успешность использования ИКТ в качестве средства обучения зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «обучающий-обучающийся».

Применение ИКТ как средства обучения предполагает активизацию деятельности учителя и учащихся, преподавателя и студентов в плане реализации возможностей ИКТ. Указанный процесс инициирует:

· совершенствование методологии и методики отбора содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

· создание учебно-методического сопровождения, ориентированного на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информации;

· создание и использование методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых на основе использования возможностей ИКТ, что позволяет оперативно осуществлять корректировку процесса обучения и формировать индивидуальную траекторию обучения с учетом возможностей, особенностей и потребностей каждого человека.

ИКТ можно использовать в качестве:

· средства обучения, обеспечивающего оптимизацию учебно-познава-тельного процесса;

· предмета изучения, а так же современного метода получения и обработки информации, учитывающего специфику организации информационных процессов в образовательной среде;

· инструмента решения различных задач, обеспечивающих формирование умения принятия решений в современной информационной среде: определение, организация и поиск необходимой информации; выбор и использование средств, адекватных поставленной педагогической задаче; разработка технологии обработки и анализа информации; использование полученных результатов для оптимизации процесса решения задач.







Сейчас читают про: