Дидактическая система Л. В. Занкова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность развивающего обучения заключается в следующем:

· Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л.С. Выготский).

· Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы.

· Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.

Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

· перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

· поиск новых приемов учебной работы;

· управление своей учебной деятельностью;

· приемы обобщения.

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ в. разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова:

1. Высокий уровень трудности.

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание обучающимися хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.

7. Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии:

· урок имеет гибкую структуру;

· на уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации;

· широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов;

· создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; обстановка для естественного самовыражения ученика.

Дидактическая система Л.В.Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно – теоретическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: