double arrow

В условиях информатизации общества

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Цель – рассмотреть различные подходы к определению дистанционного образования; особенности методов, средств, форм, применяемых в технологии дистанционного обучения; требования к отбору и представлению содержания обучения.

1. Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества.

2. Определение понятия «дистанционное образование».

3. Базовые модели дистанционного образования.

4. Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения.

5. Основные функции дистанционного образования.

6. Технология дистанционного обучения.

7. Основные выводы.

Основные понятия: дистанционное обучение, дистанционное образование, интерактивность, открытое образование, индивидуальная образовательная траектория.

В основу концепции дистанционного образования положена направленность всего образовательного пространства на личность каждого обучаемого: тем самым реализуются принципы индивидуализации и гуманистической направленности в обучении.

«К приоритетным задачам развития образования относится информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения», – как отмечается в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучавшем на Государственном совете РФ по образованию (24 марта 2006 г.).

Вместе с тем существующая система высшего образования Российской Федерации по ряду известных причин не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в ней нуждающимся.

В достижении этой цели перед российском обществом стоит задача – построить современную высокоэффективную и доступную каждому жителю страны систему образования. Эта система должна быть способной реализовать гуманистический принцип, сформулированный выдающимся чешским педагогом, гуманистом Я.А. Коменским: «Учить всех и всему», без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений.

Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью, с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Такая система особенно необходима именно в России, население которой рассредоточено на самой большой в мире территории. В этой связи Российская Федерация по ряду геополитических, социальных и других причин может занять лидирующую роль в процессе эволюции образования не только на региональном, но и мировом уровне (А.С. Гаязов).

В Концепции модернизации российского образования указывается, что в настоящее время надлежит «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Термин «дистанционное образование» имеет американское происхождение и был впервые использован Университетом штата Висконсин в каталоге заочных (корреспондентных) курсов 1892 г.

Примерно до середины 70-х – начала 80-х гг. XX века термин «дистанционное образование» переводился на русский язык словосочетанием «заочное обучение», будучи довольно точным англо-американоязычным аналогом этого русского термина и использовался исключительно как синоним терминов «корреспондентное обучение», «домашнее обучение» (home-study), «независимое обучение» (independent study) или как их обобщающий эквивалент. Дистанционное образование развивалось параллельно с развитием образовательных технологий и явилось мощным средством для обеспечения доступа к образованию на всех уровнях.

В последующие годы, оставаясь обобщающим определением всех форм заочного обучения, термин «дистанционное образование» приобрел второе значение, став одновременно наименованием американской модели дистанционного образования (ДО), основанной на применении телекоммуникационных технологий. Развитие во второй половине 90-х годов XX века в США дистанционного образования привело к тому, что второе значение вытеснило или заметно потеснило в США и в, ориентированной в эти годы на США, России первоначальное значение. Одним из частных результатов этого явилось изменение в 1998 г. официального (законодательного) определения дистанционного обучения в США.

При всем разнообразии толкований дистанционного обучения оно является формой получения (или предоставления) образования, что следует из МСКО ЮНЕСКО 1998 г. (Международной стандартной классификации образования), являющейся единственной международно-признанной основой сравнительной статистики и сравнения национальных систем образования, где «обучение на расстоянии», наряду с очным обучением, определяется в разделе IV кросс-квалификационных переменных, называющемся «Формы предоставления образования»).

Под дистанционным обучением «понимается процесс обучения, в котором учитель и ученик или учащиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса. Дистанционное обучение включает дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся), т.е. в учебном процессе задействованы преподаватель и ученик» (И.Г. Кревский).

Американский мечтатель Ч.Ведемейер высказал предположение о возможной реализации неотъемлемого права каждого человека на образование с помощью коммуникационных технологий, т.е. доступ к образованию должен быть открытым. Благодаря Ч.Ведемейеру отрытый доступ к образованию стал главной движущей силой дистанционного образования. «Открытое обучение включает два основных требования – большую доступность образования для обучающихся и развитие самостоятельности в обучении. Эти цели достигаются путем предоставления обучающемуся широких возможностей в выборе места и времени обучения, а также самих учебных программ, после того как ему будет предоставлен доступ к ним: например, он может выбирать содержание учебных программ, интенсивность их освоения, методику, применяемые мультимедийные материалы, а также форму оценки знаний. Такая возможность самостоятельного выбора программы существенно развивает самостоятельность обучающегося: благодаря структурированной и поддерживающей системе выбора из множества возможных альтернатив обучения, обучающиеся работают более независимо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: