ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Таблица 6
Классификация программных средств учебного назначения
Программные средства учебного назначения | Описание | ||
Обучающие средства | Электронный учебник | Программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или его большого раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию (представленную, например, в виде мультимедийных материалов), справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и др. подобные компоненты. Такой учебник обычно реализуется в виде книги с компакт-диском | |
Обучающие средства | Электронное пособие | Интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленного либо в классическом (текст и графика), либо мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума, эмуляторов, системы диагностики и др. подобных компонентов. Пособие отличается от учебника степенью автономности (используется как дополнительное средство обучения), отсутствием печатного (бумажного) источника, ограниченным охватом учебного материала (как правило, электронное пособие ориентированно на изучение какого-либо относительно небольшого раздела учебной дисциплины) | |
Тренажер | Предназначены для отработки и закрепления каких-либо умений и навыков. Он обеспечивает получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Тренажер может предоставлять учащимся вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, автоматическое решение подзадач и т.п.). Чаще всего такое ПСУН предоставляет возможность работать в одном из следующих режимов: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль. Базовая направленность – работа с репетитором | ||
Контролирующие программы | Предназначены для диагностики и/или оценки результатов обучения. Можно выделить подмножества данного блока программ: программы для контроля и проведения диагностического тестирования | ||
Вспомогательные средства | Предметно-ориентированные средства | Пакеты программ, позволяющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие программы, инструментальные и учебные пакеты предметной направленности | |
Справочные | Основное назначение – хранить и предъявлять учащимся учебную информацию. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе | ||
Перечень и пути создания ПСУН. Перечень ПСУН в настоящее время включает в себя: электронные (компьютеризированные) учебники и учебные пособия; электронные лекции, обучающие и контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач, заданий и примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компь-ютерные иллюстрации для поддержки различных видов учебных занятий.
|
|
|
|
Анализ и обобщение вариантов разработки ПСУН показал, что в настоящее время существует четыре возможных пути создания ПСУН с помощью:
прямого программирования на языке высокого уровня;
использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования,
РосНИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;
заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН;
инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не владеющему языками программирования.
Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты (ДЕЛЬФИН–3, Statpro Multimedia и др).Но все эти преимущества не являются достаточным условием для создания эффективных обучающих программ, например, насыщенность учебного курса мультимедийными элементами не гарантирует успешного усвоения этого курса.
Опыт создания и использования ПСУН показывает, что эффективность программ достигается, когда удается соединить и решить в комплексе методические, дидактические и технические требования.
В этом случае автор-педагог разрабатывает методику самостоятельного обучения и контроля, учитывая при этом опыт изложения теоретического материала; различные способы контроля; решение задач и примеров; возможные ошибки обучаемых при изучении материала; трудные места в усвоении курса и т.д.
Одним из основных требований, предъявляемым к ПСУН, является обеспечение необходимого уровня обратной связи с обучаемым. Если в программе не предусмотрена возможность реакции на действия обучаемого, то, как бы хороши ни были средства подачи материала, обучения не будет. Обучающую программу следует проектировать и разрабатывать как систему, состоящую из двух основных подсистем:
· подсистемы обучения, предназначенной для выдачи учебного материала;
· подсистемы диагностики, обеспечивающей сбор и обработку данных о работе обучаемого и об эффективности собственно обучающей программы.
При этом единственным ограничением для реализации этой методики являются технические возможности.
Компьютерные технологии могут «работать» в учебном процессе и как объяснительно-репродуктивные, и как эвристические.
Они дают хороший результат при освоении «готового знания» в виде программного продукта на электронных носителях информации. Образовательные электронные ресурсы включают разнообразные информационно-справочные материалы: словари, энциклопедии, справочники, электронные учебники. Их мультимедийное содержание разделено на главы, параграфы. Специальное методическое сопровождение позволяет работать с такими курсами самостоятельно. Учащимся задается три уровня активности: первый – пошаговое выполнение инструкций, которые появляются на экране; второй – самостоятельная работа по выполнению аналогичных заданий; третий – самотестирование, по результатам которого компьютер выдает рекомендации по повторению отдельных тем курса.
|
|
Одновременно компьютерные технологии могут с успехом применяться для обучения «через открытие». Существуют образовательные электронные продукты, получившие название «креативные среды», позволяющие ученику практически сразу оказаться в ситуации творчества, эксперимента, исследования.
Работа с «креативными средами» создает для обучающегося атмосферу собственного проекта, т.к. он действует, исходя из своих интересов и по своему плану. От несложных опытов и простых действий ученик переходит к творческим заданиям, возрастает степень его ответственности за свою работу, контроль сменяется самоконтролем.