ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ
Классификация педагогических программных средств. Компьютерные обучающие программы заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов прошлого века в период появления персональных компьютеров, и до сих пор не имеют общепризнанного «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы, педагогические программные средства и др. Предпочтительнее придерживаться названия «программные средства учебного назначения», которые целесообразно применять в системе обучения с применением компьютера.
Программным средством учебного назначения называется средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуются методика и технология изучения, обеспечиваются педагогические условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Выделим следующие признаки, на основании которых строятся классификации программных средств учебного назначения (ПСУН). К ним относятся: этап обучения, виды управляющих воздействий, педагогическое назначение.
|
|
Рассмотрим классификацию педагогических программных средств.
Л.И.Долинер предлагает программные продукты, созданные для учебного процесса, делить на три группы:
5. программы, используемые в учебном процессе и решающие дидактические задачи;
6. программы, предназначенные для разработки программ учебного назначения;
7. программы, обеспечивающие организацию учебного процесса (табл. 6).
Дидактические возможности программных средств учебного назначения. Программные средства учебного назначения обычно предна-значаются для использования в традиционном образовательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях. Исследование содержания, способов и средств разработки программных средств учебного назначения позволили выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе.
ПСУН позволяют:
· индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
· осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
· осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
· высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
· визуализировать учебную информацию;
· моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
· формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
· развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
· усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или «вкрапления» игровых ситуаций);
· формировать культуру познавательной деятельности и др.