double arrow

ПН как учебная дисциплина


ПН как отрасль юридической науки

ПН как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в 50-х годах нашего столетия. Развитие науки ПН связано с именами таких видных теоретиков прокурорского надзора как Соф. Герас. Березовская, Вл-др Карл. Звирбуль, Анат. Фед. Козлов, Вл-др Гавр. Мелкумов, Ал-др Дав. Берензон, Вал. Мих. Савицкий, М. П. Маляров и многие другие.

ПН как отрасль юридической науки представляет собой совокупность знаний о социальных закономерностях, обусловливающих возникновение и дальнейшее развитие законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры по осуществлению надзорной деятельности, формах, средствах и методах ее осуществления. Наука систематизирует и излагает знания о прокурорском надзоре, объясняет процессы и явления, возникающие в ходе прокурорской деятельности, занимает прогнозированием развития прокурорского надзора.

ПН является самостоятельной юридической научной дисциплиной, имеющей свой строго очерченный предмет исследования - прокурорскую деятельность как отдельную форму государственной деятельности, выполняемую самостоятельной системой государственных органов – Прокуратурой РФ.[29] Система научных знаний о прокурорском надзоре включает в себя общую и особенную части. ПН как отрасль науки активно использует различные методы исследования – правовые, социологические, науки управления и иные. Среди правовых методов необходимо отметить такие как: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой.




Значение науки ПН заключается в выработке теоретического обеспечения прокурорской деятельности, оказании научной и методической помощи прокурорским работникам в повышении эффективности осуществления возложенных на ПРФ функций.

ПН можно рассматривать как учебную дисциплину. Как учебная дисциплина ПН является частью образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений, имеет свою систему, предмет и методы познания.

Для определения предмета курса существуют традиционно два подхода: функциональный и институциональный. Функциональный подход предполагает изучение содержание деятельности прокуратуры, т.е. основные направления деятельности. функции и т.п.. Институциональный подход рассматривает прокуратуру как систему органов, определяет ее место в системе других государственных органов, предполагает изучение возникновения и развития отечественного института прокуратуры, а также органов прокуратуры зарубежных стран. Наш подход будет строиться на синтезе двух указанных выше.

Предмет курса ПН включает в себя:

1) изучение правовых норм, регулирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, определяющих принципы деятельности, функции и задачи прокуратуры;



2) изучение системы и структуры современных органов прокуратуры;

3) изучения возникновения и развития отечественного института прокуратуры;

4) основные теоретические положения науки прокурорского надзора;

5) ознакомление студентов с практической деятельностью прокуратуры.

Помимо предмета курса также принято выделять его методологическую базу,представляющие собой правовые, нравственные и теоритические основы деятельности прокуратуры

Система курса делится на общую и особенную части.

В общей части изучаются: содержание общественных отношений, возникающих в процессе прокурорской деятельности; содержание норм права, регулирующих эти отношений; сущность и принципы прокурорского надзора, его место в системе форм государственной деятельности и в системе права; структура и система органов прокуратуры; специфика прав и обязанностей прокуроров; история возникновения и развития прокуратуры; и др. вопросы.

В особенной части изучаются вопросы осуществления прокурорского надзора в отдельных отраслях; изучение деятельности органов специализированных прокуратур; особенности ПН на отдельных участках (преступность несовершеннолетних); специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений и иные вопросы.







Сейчас читают про: