double arrow

Коллегия при ГП РФ


Коллегия на своих заседаниях обсуждает наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по укреплению законности и правопорядка:

Ø концептуальные проблемы прокурорского надзора,

Ø вопросы подбора и расстановки кадров,

Ø отчеты прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров,

Ø отчеты начальников Главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Работа коллегии строиться на основе плана, разработанного организационно-контрольным управлением, на основе предложений начальников соответствующих управлений и утвержденным ГП РФ.

Материалы для рассмотрения на заседании коллегии должны содержать:

Ø справку (не более 5-7 страниц),

Ø проекты решения, приказа, других документов с визой исполнителя, начальника Главного управления, управления, отдела (на правах управления) и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации

Ø список лиц, которых предлагается пригласить на заседание коллегии.

В проекте решения должны быть отражены основные выводы из анализа обобщения или результатов проверки, предложения об устранении нарушений законности и недостатков в организации работы органов прокуратуры, меры по укреплению законности и правопорядка.




Организационно-контрольным управлением материалы для рассмотрения на коллегии передаются председателю и членам коллегии не позднее 5-ти дней до дня заседания коллегии.

На заседании коллегии ведется протокол и стенограмма.

Снятие с контроля решения коллегии или приказа Генерального прокурора Российской Федерации осуществляется коллегией или Генеральным прокурором Российской Федерации по мотивированному рапорту лица, на которое возложен контроль исполнения.

Не реже одного раз в год проводятся расширенные коллегии ГП с участием представителей других ведомств, представителей Правительства РФ, Федерального собрания и Администрации президента РФ.

Деятельность коллегий прокуратур СФ регламентируется приказами соответствующих прокуроров и строиться на аналогичных принципах.

Вопросы, не требующие рассмотрения на коллегиях, разрешаются на совещаниях, проводимых по мере необходимости.

Вопросы, не требующие рассмотрения на коллегиях, разрешаются на совещаниях, проводимых по мере необходимости.

Совещания в прокуратуре бывают 3 видов: оперативные, производственные и координационные.

Оперативные проводятся для решения текущих вопросов заместителем или прокурором не реже двух раз в месяц. На рассмотрение оперативных совещаний выносятся наиболее важные вопросы: отчеты помощников прокуроров и следователей о проделанной работе; проекты планов работы и результаты их выполнения; доклады руководства о ходе выполнения директив вышестоящих прокуроров



Производственные совещания проводятся, как правило, еженедельно. На них обсуждаются текущие вопросы организации, конкретные недостатки и упущения работников прокуратуры, оперативная обстановка в районе и т.п. производственные совещания иногда именуются планерками.

Совещания проводятся на основании планов, содержащих в себе повестку дня, аналитические справки, а также проекты решений. В повестку дня включается не более 1-2 вопросов. В ходе совещания ведется протокол.

Основная проблема заключается в том, что указанны виды совещаний не имеют под собой нормативно-правовой базы. Поэтому в науке высказываются предложения о дополнении ФЗОП соответствующими нормами.

Координационные совещания проводятся с участием представителей иных ПОО под председательством прокурора для решения вопросов координации и взаимодействия ПОО в борьбе с преступностью.

Планирование в органах прокуратуры

Сущность планирования состоит в определении целей деятельности прокуратуры, формировании конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий и их исполнителей.

Планирование строиться на определенных принципах:

1. принцип оптимальной достаточности мероприятий определяет соответствие объема работы реальным штатным иным возможностям прокуратуры.



2. гибкость. Заключается в равномерном распределении нагрузки в течение отчетного периода.

3. стабильность. Предполагает неизменность плановых мероприятий. Возможность корректировки плана не исключается. Изменение плана возможно по мотивированному ходатайству должностных лиц или инициативе прокурора. Внесение изменений в план оформляется решением прокурора.

Виды планов:

По срокам: а) перспективные (на год и более);

б) текущие (полугодовые, квартальные);

в) календарные (недельные, ежедневные).

В зависимости от объема работы и числа исполнителей планы делятся на :

Ø комплексные

Ø тематические (отраслевые)и

Ø индивидуальные

перспективные планы на год и более затрагивают проблемы борьбы с преступностью в области, городе районе области и готовятся совместно с другими правоохранительными органами.

Краткосрочные планы используются для планирования конкретных мероприятий по определенному направлению работы либо индивидуальной деятельности работников.

Тематические планы определяют деятельность прокуратуры по определенным предметам ПН.

Наиболее важным является текущий план. В науке ПН принято выделять дополнительные требования к текущему плану:

Ø целеустремленность, т.е. способность плана отвечать поставленным перед прокуратурой задачам;

Ø комплексность, т.е. охват всех направлений прокурорской деятельности;

Ø реальность, т.е. план должен основываться на точном расчете сил, средств и времени, необходимыми для его выполнения.

Отдельно планируется работа по проверкам исполнения законов, жалоб и заявлений о преступлениях, а также работа прокурора.

Содержание плана:

Ø подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;

Ø проведение прокурорских проверок

Ø обобщение практики

Ø проведение совещаний, заседаний коллегий

Ø проведение мероприятий, связанных с повышением квалификации

Планирование включает в себя несколько этапов:

Сбор необходимой информации, анализ состояния законности, разработка прогнозов, подготовка проекта плана, обсуждение проекта плана, утверждение плана, организация исполнения плана.

Выделяют две формы планирования:

1. Планирование «сверху вниз». Планы сначала разрабатываются в ГП РФ, затем спускаются в прокуратуры СФ, последние на основе этих планов утверждают свои и затем направляют их в нижестоящие прокуратуры.

Основные недостатки подобного подхода заключаются в следующем.

Ø Сковывается инициатива прокуроров нижестоящего звена;

Ø Не учитывается специфика района или города;

Ø Происходит дублирование плановых мероприятий вышестоящих прокуратур.

Указанные недостатки призвано устранить планирование «сверху вниз» или планирование с учетом регионального приоритета.

Учет и отчетность

Учет и отчетность в органах прокуратуры регулируется:

1.Инструкцией о едином учете преступлений, веденной в действие совмест. приказом ГП И МВД 1994 № 66/148.

Первичному учету подлежат следующие показатели:

Ø выявленные претступ

Ø результаты расследования преступлений

Ø лица, совершившие прест

Ø подозреваемые

Ø движение уголовного дела

Ø результаты возмещения материального ущерба

статистическая отчетность идет в прокуратуре по двум направлениям:

1. стат отчетность прокуратуры по форме № П (7 разделов)

2. стат отчетность о следственной работе по форме 1Е

Контроль и проверка исполнения

Контроль исполнения представляет собой совокупность действий и систему мер, направленных на проверку своевременности и качества работы по выполнению служебных обязанностей и принятых решений, выяснение причин неисполнительности и выработку необходимых мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Нпа: Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры РФ, утв. ПГП РФ от 28.12.1998 № 93

Объекты контроля и проверки исполнения:

Сроки, полнота и качества исполнения заданий, поручений, приказов, планов работ, постановлений и т.п.

Формы и методы контроля:

1. контрольная проверка;

2. заслушивание докладов;

3. ведение контрольных журналов;

4. обсуждение вопросов исполнения на совещаниях;

5. ознакомление с состоянием работы на месте;

6. организация курирования тех или иных вопросов деятельности прокуратуры (один из заместителей или старший помощник)

порядок прохождения документов и контроля за их исполнением устанавливается приказом или распоряжением прокурора. Контроль осуществляется за входящими и исходящими документами, а также документами внутреннего действия, которые имеют сроки исполнения.

В резолюциях прокурора устанавливается, кому поручено исполнение документа, срок и порядок исполнения. Началом контроля исполнения документа следует считать дату их регистрации в канцелярии прокуратуры.

Можно выделить следующие направления контроля:

1. контроль исполнения организационно-распорядительных документов;

методы: ведение журнала регистрации, контрольных папок и карточек, электронной картотеки.

2. контроль за исполнением служебных обязанностей оперативными работниками прокуратуры;

3. контроль за работой следователей:

методы:

Ø практическое руководство расследованием конкретных дел;

Ø заслушивание следователей о состоянии следствия по уголовным делам;

Ø изучение уголовных дел;

Ø подготовка письменных указаний

Ø ознакомление с проектами процессуальных и других документов;

Ø участие в ОМП и производстве других следственных действий.

Подбор, расстановка и воспитание кадров в прокуратуре

Специфика работы с кадрами состоит в том, что подбор оперативных работников осуществляется прокурорами субъектов РФ. Прокуроры района принимают и увольняют лишь технических работников.

Работа с кадрами включает в себя следующие направления:

Ø подбор кадров;

Ø расстановка работников;

Ø работа с молодыми специалистами;

Ø аттестация работников и представление их к присвоению классных чинов;

Ø подготовка и повышение квалификации;

Подбор кадров.

Первичным моментом в работе с кадрами является определение потенциальных групп населения, которые могут быть претендентами для занятия должностей прокурорских работников. Такими группами являются:

Ø выпускники юридических вузов;

Ø специалисты из иных правоохранительных органов или лица, работающие по юридической специальности (Томская практика очень осторожно к бывшим сотрудникам ОВД) ;

Ø лица, состоящие на службе на вспомогательных должностях и обучающиеся в юридических вузах;

Ø общественные помощники – студенты старших курсов (Томская практика)

Требования к кандидатам устанавливает ст.40.1 ФЗОП

Прокурорами и следователями могут быть:

1) граждане Российской Федерации,

2) имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и

3) обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами,

4) способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

ФЗОП устанавливает запрет занимать прокурорские должности для следующих категорий лиц:

Ø имеет гражданство иностранного государства;

Ø признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

Ø лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

Ø имело или имеет судимость;

Ø имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

Ø состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Ø отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Этапы подбора кадров

I. формирование досье , которое включает в себя:

1. автобиографию

2. паспортные данные, копию паспорта;

3. копию диплома с выпиской из зачетной книжки;

4. характеристику с последнего места работы или учебы;

5. медицинская справка о состоянии здоровья и из психоневрологического диспансера;

II. собеседование с прокурором или помощником прокурора по кадрам;

III. тестирование у специалиста-психолога;

IV. проверка данных лица компетентными органами о возможном привлечении кандидата к уголовной и административной ответственности.

Работа с молодыми специалистами заключается:

Ø в назначении наставника из высококвалифицированного работника со стажем не менее 3 лет по распоряжению или приказу прокурора;

Ø в организации стажировок.

Аттестация

Порядок и сроки проведения аттестации установлены «Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ», утв. ПГП РФ от 30.10.98 № 74

Аттестации подлежат работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Устанавливаются три вида А.: первичная, итоговая и досрочная.

Первичной А подлежат:

1. прокуроры и следователи, имеющие стаж службы или работы не менее в занимаемой должности не менее 6 месяцев;

2. специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием, имеющие стаж работы в занимаемой должности не менее года, а специалисты со средним образованием - не менее трех лет;

3. работники других ПОО и правовых служб, перешедшие на службу в органы прокуратуры до истечения 6 месяцев службы в занимаемой должности.

Первичная аттестация является обязательным условием для решения вопроса о присвоении работнику первичного классного чина.

Итоговая (плановая) аттестация проводится не реже одного раза в пять лет, т.е. по истечению установленного.

Досрочная А проводится в межаттестационный период в случаях:

Ø выдвижения на вышестоящую должность

Ø наличия существенных упущений в работе или совершении порочащего поступка

Ø по просьбе самого работника

Аттестационные документы подписывает соответствующий прокурор

Тема 6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

1. понятие и виды координации по борьбе с преступностью

2. принципы координации

3. основные направления К

4. формы совместной деятельности по борьбе с преступностью

5. взаимодействие с судами, ОМС и ОГВ

Координация – это мероприятия, осуществляемые в целях наиболее эффективного решения задач по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступности, устранение обстоятельств ей сопутствующих.

НПБ: 1) ст.8 ФЗОП;

2) Положение о координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. УП от 18 апр.1996 № 597;

3) ПГП от 26 июня 1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».

Субъекты к – 1) Генеральный прокурор РФ и нижестоящие прокуроры;

2) ПОО, т.е. органы, наделенные полномочиями по выполнению одной или несколько правоохранительных функций.

Объекты К – правоохранительная деятельность органов прокуратуры и иных ПОО

Виды:

1. Комплексно- территориальная

2. ведомственно-отраслевая

принципы:

Ø соблюдения законности;

Ø равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

Ø самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

Ø гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

Ø ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Основные направления К.

Ø совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

Ø выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

Ø разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

Ø подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

Ø обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

Ø разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

Ø обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

Ø изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Формы

Ø проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

Ø обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

Ø совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

Ø создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

Ø проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

Ø взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

Ø оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

Ø издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

Ø выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

Ø разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

1. взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

2. использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

3. совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

4. проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

5. направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

6. участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.


[1] Сокращения: 1) ОГВ РФ – органы государственной власти РФ; 2) ПРФ, ПР, П – прокуратуры РФ, прокуратура России, прокуратура; 3) КРФ – Конституция РФ; 4) ФЗОП – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

[2] Прокуратура в России и за рубежом. М.2001г- с. 3.

[3] Там же - с. 3.

[4] Новиков С.Г. Прокурорская система в СССР. М. 1977 –с.59.

[5] Давид Рене Жоффре-Спинози Камилла Основные правовые системы современности. М. 1999. – с.154 -155.

[6] Обзор данных точек зрения содержится в учебнике «Прокурорский надзор» под .ред. проф. Г.П. Химичевой. М. 2001. Закон и право. с. 9-10.

[7] Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в РФ. Общая часть Учебное пособие. Екатеринбург 1994. –с.8.

[8] Настольная книга государственного служащего / Под ред. В.И. Шатулла. М.: 1999. –с. 44.

[9] Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999, с. 358-375.

[10] Мельников Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры России. М. 2000. С.68-94; указанной точки зрения придерживается проф. Г.П. Химичева.

[11] Королев Г.Н. Прокуратура РФ в период правовой реформы. Лекция. – Ижевск, 1998. – С.7.

[12] Прокуратура РФ (Концепция развития на переходный период).М.1994.

[13] Додонов В..Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. М., 2001г. – с. 5-6.

[14] Прокурорский надзор в РФ. Курс лекций под общ.ред. В.П. Сальникова. Спб..2001г. - с.27-28.

[15] Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000.- с. 66.

[16] Комментарий к ФЗОП под общ. ред. Ю.И. Скуратова, М.: Норма, 1996 - с.2.

[17] Там же.- с. 3.

[18] Курс прокурорского надзора, М.: 2000, - с. 66.

[19] Прокуратура в России и за рубежом. – с.24; Прокурорский надзор под.ред. Г.П. Химичевой. – с. 90.

[20] Прокуратура в России и за рубежом. – с.24.

[21] Давыденко Л.М. Цели, задачи, функции и основные направления деятельности органов прокуратуры. – в сб.: Прокуратура в системе политических и правовых институтуов общества. М.1990, - с. 116-117.

[22] Там же.с.71-72.

[23] Шалумов М.С. Функции прокуратуры //Государство и право № 6 за 1995. – с.154 г; Он же. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности// Государство и право № 1 за 1999.- с.82.

[24] см. Концепцию судебно-правовой реформы, утвержденную ВС РФ.

[25] Прокурорский надзор. Учебник для вузов. Под .ред. проф. Г.П. Химичевой. М. 2001.- С. 87-88.

[26] Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997.- С. 26-54.

[27] Чеканов В.Я. Сущность прокурорского надзора и его соотношение с другими формами государственной деятельности. – В кн.: советская прокуратура на страже законности. Саратов, 1973, с.9.

[28] Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. Москва, 1975, с.27

[29] Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности (научные основы), М., 1971, с. 48-49.

[30] Подобной точки зрения придерживаются и авторы учебников Прокурорский надзор под общ. ред. Г.П. Химичевой. М., 2001; и Прокурорский надзор под общ. ред. В.Б. Ястребова. М., 2001.

[31] Алексеев С.С. «Общая теория социалистического права». Курс лекций. Вып. 1, Свердловск, 1963, с. 295; Сторогович М.С. «Уголовно-процессуальное право в системе советского права».//СовГиП, 1957, № 4; Иоффе О.С. Шаргородский М.Д. «Вопросы теории права», М., 1961.

[32] Павлов И.В. «О системе советского социалистического права» //СовГиП. 1958, № 11, с. 356.

[33] Алексеев С.С. Теория права, М., БЕК, 1995. – с. 198.

[34] Афанасьев В.Г. «Научное управление обществом» М.:1968, -с.356.

[35] Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора, М.:1975 -с. 27.

[36] Мельников Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры РФ. с. 77-79.

[37] Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение. Самара 1999г.

[38] Прокурорский надзор в СССР. Учебник М.: 1982.- с. 38.

[39] Спиридонов Б.М. Понятие отрасли прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР.М.:1973, -с.86.

[40] Прокурорский надзор М.:2001. Под ред. Г.П. Химичевой. - С.94.

[41] Прокурорский надзор под ред. А.Я. Сухорева М.: 2000. –с.15 ; Прокурорский надзор под ред.В.И. Баскова. М. 2000, -с. 7.

[42] Прокурорский надзор М.:2001. Под ред. Г.П. Химичевой. - С.126.

[43] федеральный орган исполнительной власти.

[44] Мурашин А.Г. Органы прокуратуры в механизме советского государства, Киев, 1972,- с. 157.

[45] Курс прокурорского надзора/ В.И. Басков. М.: 2000, - с. 8.

[46] Прокурорский надзор /Г.П. Химичева, М.: 2001, -с.97.

[47] См. Березовская С.Г. Правовые гарантии законности в СССР, М.: 1962, -с.118. Савицкий В.М. Прокурорский надзор за дознанием, М.: 1966. – с. 175.

[48] Долгова А.И. Прокурорский надзор в советском уголовном процессе. Автореферат канд.дисс. М.:, 1969 -с.14.

[49] Прокурорский надзор в СССР.М.:1969, -с.35.

[50] Мелкумов В.Г. Вопросы теории и практики общего надзора прокуратуры. Душанбе, 1965,- с..37

[51] Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор, М.: 2000, -с. 135-136.

[52] Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор, М.: 2000, -с. 133.







Сейчас читают про: