Элементов структуры туризма в регионе

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ

Тема 6.

Контрольные вопросы к теме 5

1. Раскройте сущность основных проблем обеспечения стратегического регионального планирования развития туризма.

2. Докажите, что отсутствие системного подхода к решению проблем развития туризма в регионе ограничивает поле эффективного планирования и управления сферой туризма.

3. Раскройте сущность механизма выработки и принятия стратегических решений по развитию туризма как части социально-экономической системы региона.

4. Какие функции возложены на РТА и ее структурные подразделения?

5. Что такое «региональный туристский мониторинг»?

6. Каковы принципы, цель и основные задачи регионального туристского мониторинга?

В результате изучения темы 6 студенты должны знать:

· типы воспроизводства;

· роль воспроизводственных процессов и их особенности в туризме;

· концептуальную модель воспроизводства потребностей туристов;

· инновации и их роль в туризме;

· особенности инвестиционной деятельности в туризме;

уметь: сформулировать проблемы воспроизводства туристской инфраструктуры и направления их разрешения в системе планирования развития туризма;

владеть: статистическими и фактологическими данными развития туризма; навыками, позволяющими сформулировать требования к планированию воспроизводства на основе инноваций.

1. Воспроизводство и развитие туризма: проблемы и типы.

2. Концептуальная модель воспроизводственных процессов в туризме.

3. Планирование инновационно-инвестиционной деятельности в туризме.

Воспроизводственные процессы в туризме можно представить в виде двух крупных блоков: воспроизводство материально-вещественной составляющей (объектов размещения, питания, культурно-исторических объектов, баз отдыха, пансионатов, туристского оборудования, рекреационной среды с наличием в ней водных, лесных, рельефных особенностей и т. д.) и воспроизводство нематериальной (духовной) составляющей и, прежде всего, – воспроизводство потребностей туристов – духовных носителей свойств аттракторов. Отдельную группу составляет воспроизводство человеческого фактора, оказывающего непосредственное влияние на воспроизводство выше указанных блоков (рис. 6).

Обслуживающая туристов материально-техническая база и материально-вещественные аттракторы, т. е. объекты привлекательности (музеи, памятники культуры, зрелищные мероприятия и т. п.) подвергаются физическому, экономическому и моральному износу.

Рис. 6. Структура воспроизводственных процессов

в сфере туризма

Под физическим износом основных фондов понимают материальное снашивание элементов основных фондов, постепенную утрату ими потребительской стоимости в результате их использования в процессе труда и под влиянием естественных сил природы.

Моральный износ основных фондов – это старение отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса.

Экономический износ основных фондов – обесценивание отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса.

При этом моральный и экономический износы наступают чаще всего быстрее физического. Однако по-прежнему воспроизводственные циклы в туризме в сфере материального воспроизводства устанавливаются, исходя из полезного срока службы элементов (физического износа) материально-вещественной составляющей. Такой подход не совсем корректен, так как он не учитывает целый ряд факторов, имеющих большое значение для развития туризма, а именно: изменение интеллектуального уровня туристов, и, следовательно, их потребностей; моды и вкусов в мировой индустрии туризма и т. д. В связи с быстрым развитием туризма учет этих факторов становится как никогда актуальным.

Исходя из общепринятой классификации воспроизводства на простое (возобновление в тех же размерах) и расширенное (возобновление во все увеличивающихся размерах, с улучшенными качественными параметрами), отметим, что перспективное развитие туризма в условиях конкуренции в регионе должно базироваться исключительно на расширенном воспроизводстве как ориентире повышения качества и улучшения потребительских свойств туристского продукта.

Концептуальная модель воспроизводства потребностей туристов, являющаяся, по сути, общей моделью воспроизводственных процессов в туризме представлена на рис. 7.

       
   
 
 


Рис. 7. Концептуальная модель воспроизводства потребностей туристов:

А – аттракторы; УК – уровень культуры; РС – региональная среда;
ЧФ – человеческий фактор; ТИ – туристский интерес; Д – деньги;
ТП – туристский продукт; ТВ – туристское впечатление

Основной движущей силой воспроизводства потребностей туристов выступает туристский интерес, который формируется под влиянием уровня культуры и объектов притягательности (аттракторов и их свойств).

Особенностью организации воспроизводственных процессов в туризме является тот факт, что туристская услуга должна соответствовать не только интересам туристов, прибывающих в регион, но и интересам населения региона и быть направлена на достижение благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и воспроизводство природных систем.

В представленной модели каждый элемент воспроизводственного процесса состоит из своего индивидуализированного воспроизводственного цикла (воспроизводство аттракторов путем создания новых, восстановления и реставрации существующих, использования новых свойств; воспроизводство туристского продукта путем увеличения количества предлагаемых услуг, совершенствования, повышения качества существующих и т. д.). При этом в зависимости от рассматриваемого уровня (микро-, мезо-, макро-) масштабы воспроизводственных процессов будут различны.

Таким образом, процесс воспроизводства является достаточно сложным и нуждается в соответствующем планировании и управлении, что обеспечит конкурентное преимущество на отечественном и мировом туристских рынках и позволит достичь главных целей развития туризма в регионе.

В системе воспроизводственного процесса нововведения улучшают качественные и количественные характеристики каждого элемента системы туризма.

К инновациям в туризме следует относить, прежде всего, те новшества, которые приводят к:

· восстановлению и развитию духовных и физических сил туриста;

· качественно новым изменениям свойств аттракторов;

· повышению эффективности функционирования инфраструктуры туризма;

· повышению эффективности управления устойчивым функционированием и развитием сферы туризма в регионе;

· повышению эффективности процессов формирования, предоставления и потребления туристских услуг;

· прогрессивным изменениям факторов производства (например, уменьшение времени в пути за счет внедрения новых более быстрых видов транспорта, улучшение условий труда работников туриндустрии, внедрение новых прогрессивных методов (механизмов) преобразования факторов производства в услуги и т.д.);

· повышению имиджа и конкурентоспособности предприятий туриндустрии;

· стабилизации и улучшению качества используемой в туризме физико-географической среды.

Инновации (нововведения) в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности туриста, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими предприятиями, органами управления туризмом в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, инвесторами, финансовыми учреждениями, предпринимателями, поставщиками, подрядчиками и т. д., а также благодаря оценке туризма местным населением. Комплексность и трансформируемость нововведений, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и, возможно, более сильный) в другой, составляют их сущность в туризме, а потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.

К основным принципам инноваций в туризме можно отнести следующие:

1. Принцип научности, заключающийся в использование научных знаний, методов, принципов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и др.); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип адекватности отражения инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны туристу, а не те, которые может произвести и внедрить предприятие (организация, фирма) туризма. Только в этом случае новшество будет востребованным. Перспективные же инновации, которые невозможно реализовать по объективным причинам в настоящий момент, являются стимулом повышенного интереса всех участников инновационного процесса.

4. Принцип позитивности результатов. С нашей точки зрения, этот принцип является основополагающим для всех субъектов, занимающихся инновационной деятельностью. Неразумное, непродуманное создание и внедрение новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия (средства, затраченные на нововведение, не имеющее коммерческого потенциала, могут привести к его банкротству); в-третьих, для биосферы и общества в целом (например, нерациональное использование природных ресурсов в целях туризма).

5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью инноваций. После завершения коммерческой реализации средства возвращаются инвестору и в дальнейшем снова могут быть инвестированы в инновационный процесс.

6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества. Нововведение, которое для данного общества или организации не соответствует конкретному этапу развития, не может принести пользы и быть востребованным.

7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке новшества, которое должно на определенном этапе жизненного цикла турпродукта/услуги вызывать потребность (идею) создания следующего нового продукта и давать финансовую возможность этому процессу.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для окружающей среды и человека. Организация новшества предусматривает возможность причинения вреда и принимает меры по его предотвращению.

Инновационные процессы, обеспечивающие переход от одного качественного состояния объекта (продукта) к другому (более высокому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени.

Обычно под инвестициями (от лат. investre – одевать, облачать) принято понимать вложения финансовых ресурсов «сегодня», с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций является преобладающим как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе (его придерживаются И.Т. Балабанов, К.Р. Макконел, С.Л. Брю и другие ученые).

Инвестиции в туристскую сферу представляют собой процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, а также модернизацию или реконструкцию существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристских услуг. Важным источником инвестирования в развитие туризма в регионе может рассматриваться полезная деятельность населения (использование личных средств, собственности, интеллектуального потенциала в форме безвозмездного вклада в развитие культуры, спонсирования и т. д.), создающих новые ценности; инвестиции на реализацию социальных проектов из бюджетных и внебюджетных некоммерческих фондов.

Новое содержание инвестиционного процесса в туризме заключается в том, что:

· во-первых, сфера инвестирования в туризм должна включать внешнюю и внутреннюю территориальную среду, в которой развивается туризм;

· во-вторых, целевые инвестиции должны быть направлены на решение задач, вытекающих из целей устойчивого развития туризма в регионе как системного образования. При этом особое внимание необходимо уделить управлению внешними связями, их активизации, поиску источников инвестиционных ресурсов как привлекаемых со стороны, так и собственных;

· в-третьих, в условиях высокого уровня связности элементов туризма как системы инвестиции должны быть комплексными, а не выборочными и охватывать все жизнеобеспечивающие элементы инфраструктуры туризма (абсурдно, например, строить гостиницу на свободной территории, не обеспечивая ее инженерной инфраструктурой);

· в-четвертых, инвестиционные процессы должны быть непрерывными в силу объективных и субъективных факторов, таких как, например, изменение потребностей туристов, моральный и физический износ элементов инфраструктуры туризма и необходимость расширенного воспроизводства туризма;

· в-пятых, инвестиционный процесс должен упреждать потребности туристов, а также выход из строя какого-либо элемента инфраструктуры, способный нарушить функционирование всей системы, что требует создания определенных резервов;

· в-шестых, инвестиции должны быть сфокусированы на тех элементах и их свойствах, которые дают наибольший положительный синергетический эффект и упреждают появление негативной синергии.

Инновационно-инвестиционные ресурсы, являясь важнейшими факторами обеспечения устойчивости развития туризма, обусловливают необходимость экспертизы новшеств, разработку инновационных стратегий. Объединение и целевое системное использование инвестиций позволяет уменьшить значение факторов вероятностной природы и увеличить значение факторов комплексного, планомерного, достаточно точно прогнозируемого состояния и развития всей системы «туризм».

Поэтому становится очевидной необходимость планирования и управления инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере туризма в регионе, обеспечивающей расширенное воспроизводство взаимосвязанных элементов системы туризма в регионе, что в свою очередь обеспечивает устойчивое ее развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: