КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ТЕМА 2.
Контрольные вопросы к теме 1
1. Дайте понятие туризма с системных позиций.
2. Из каких субсистем состоит система «туризм»?
3. Что такое аттракторы? Какова их роль в планировании развития туризма в регионе?
4. Дайте современное представление инфраструктуры туризма.
5. Назовите основные принципы формирования, функционирования и развития туристских дестинаций.
6. Дайте определение понятиям «регион», «туристский регион», «туристское зонирование территории».
7. В чем проявляется особенность взаимодействия туризма с экономикой региона?
8. Какие факторы, воздействуют на развитие туризма в регионе. Почему необходимо плановое регулирование факторов?
В результате изучения темы 2 студенты должны знать:
· сущность планирования и его роль в развитии туризма;
· виды планирования;
· основные этапы целевого планирования;
· типы планирования;
уметь: раскрыть содержание основных подходов к планированию; находить необходимую информацию, проверять её достоверность и использовать при планировании развития туризма;
владеть: знаниями по концептуальным основам планирования туризма.
1. Планирование: сущность понятия, этапы.
2. Уровни туристского планирования.
3. Виды планирования
4. Основополагающие принципы планирования
В экономической литературе планирование трактуется как совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.
Под планированием развития туризма понимается одна из функций управления, заключающаяся в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными целями и задачами, определяющими будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой является туризм, а также методов и средств его достижения в условиях ресурсных ограничений.
Механизм планирования включает в себя:
· принципы планирования;
· определение приоритетных целей;
· обеспечение взаимосвязи между показателями;
· учет факторов и конъюнктуры развития рынка;
· анализ проблем;
· выбор оптимального варианта развития;
· контроль за осуществлением планов.
Этапы процесса планирования:
1) анализ внешней и внутренней среды (сбор и отслеживание информации о компонентах, имеющих наиболее существенное значение для развития туризма в регионе; составление прогнозов развития туризма; оценка реального положения); формулировка проблемы;
2) планирование целей (результатов) (иногда этот этап предшествует анализу среды);
3) планирование средств, необходимых для достижения целей, в том числе ресурсов;
4) принятие решений (выбор оптимального варианта развития (стратегий) и его проработка);
5) планирование реализации (готовятся среднесрочные и далее годичные и оперативные планы и программы);
6) контроль за осуществлением планов (сравнение теоретических данных с фактическими, анализ и последующее использование в планировании и управлении – выработка рекомендаций по корректировке плана для достижения его окончательных целей).
Результатом процесса планирования является система планов. Планвключает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Заметим, что, так как туризм является составной частью социально-экономической системы региона, то планы развития туризма должны разрабатываться в контексте социально-экономического развития региона.
Туристское планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях.
На международном уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии и рекламные кампании. В качестве субъектов планирования выступают такие организации, как Всемирная туристская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта и др.
На национальном уровне сущность планирования выражается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния развития туризма, а также формированию инвестиционной политики, туристского законодательства, общей маркетинговой стратегии и рекламной кампании, разработке стратегических и тактических методов реализации туристской политики государства.
Сущность регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона. Под туристским регионом в данном контексте понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта.
Местный уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и иных элементов инфраструктуры туризма. Планирование осуществляется на уровне туристского центра, туристского курорта и туристских аттракторов.
Планирование на уровне участка - это очень детальное планирование местоположения и планировки зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной архитектуры и организации инфраструктуры, используемых в туризме.
Все виды планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как уровень управления, характер планирования, степень охвата, длительность временного интервала, цель достижения.
По уровню управления следует различать планирование на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
По характеру планирование подразделяют на директивное и индикативное.
Директивное планирование предусматривает, чтобы государственные планы имели силу закона, все уровни руководства несли ответственность за выполнение плановых заданий.
Индикативное планирование - это система, которая опирается на выявление желательных целей, а не на приказы для их достижения. Индикативное планирование предусматривает косвенное воздействие на предприятия туризма и гостиничного хозяйства через систему регуляторов (нормативов и льгот).
По степени охвата конкретных сторон деятельности планирование подразделяют на общее и частичное.
По длительности временного интервала - на долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.
Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных турпредприятий (туристских комплексов, системы туризма в целом) и насыщенного рынка. Долгосрочные планы определяют общую стратегию предприятия. Они содержат главные стратегические цели на перспективу, сроком от трех до пяти лет и более.
Выделяют следующие этапы долгосрочного планирования:
· формирование предпосылок;
· постановка проблем, формулирование целей;
· разработка новых стратегий «продукт - рынок».
Долгосрочные планы включают в себя среднесрочные и краткосрочные планы.
Среднесрочное планирование рассчитано на срок от двух до трех лет. В рамках среднесрочного плана конкретизируются прогнозируемые на перспективу показатели. Выявляются расхождения с прогнозами. Среднесрочный план предполагает детализацию разделов и показателей (план эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства; план по труду; план маркетинга; финансовый; план ресурсного обеспечения; план доходов и прибыли и т.п.).
Краткосрочное планирование охватывает период до одного года. Краткосрочные планы реализуются через составление календарных программ при контроле за их исполнением.
По целям достижения можно выделить следующие виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.
Задачей стратегического планирования является разработка возможных целей и стратегий развития туризма (задач, программ и ситуационных планов, инвестиционных, которые в свою очередь зависят от выбора стратегических решений) и определении необходимых для достижения ресурсов, формировании политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов.
Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Оперативное планирование. Оно базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей. Это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например, планирование потока туристов, планирование маркетинга и т.п.
Под принципами планирования понимают общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по «уровням планирования»
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем, это: необходимость, единство, непрерывность, гибкость (адаптивность) и точность. Наряду с этими принципами на практике необходимо использовать еще и такие принципы, как: научность, целенаправленность, устойчивость, системность, комплексность, экологичность, безопасность, оптимальность, принцип участия, холизма, профессионализма и эффективности.
Научность планирования основывается на изучении, использовании объективно действующих законов и закономерностей развития природы и общества, использовании данных, объективно отражающих стартовые условия и тенденции развития туризма в регионе, применении методов, отвечающих целям развития туризма.
Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида туристской деятельности.
Единство как принцип предполагает, что планирование должно иметь системный характер и предусматривает разработку общего плана социально-экономического развития туризма в регионе.
Принцип непрерывности планов заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; разрабатываемые планы должны следовать один за другим.
Целенаправленность предполагает обоснование в первую очередь стратегических и тактических целей развития туризма.
Следование принципам гибкости (адаптивности) и устойчивости означает, что планирование необходимо осуществлять с учетом возможных изменений факторов внешней и внутренней среды, которые могут обусловить корректировку целей устойчивого развития туризма, приоритетов и механизмов их реализации.
Системность означает необходимость использования элементов системного анализа в каждом управленческом решении, а также элементы и свойства теории больших систем, такие как: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и т.д.
Комплексность в управлении сферой туризма означает необходимость всестороннего охвата всей системы планирования, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств, всех факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие туризма.
Точность. План должен быть составлен с определенной степенью точности, т.е. конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние факторы, действующие на региональную систему туризма.
Следование принципу экологичности означает необходимость минимизации антропогенных воздействий на природу, экологизации всех сфер туристской деятельности путем интегрирования функции планирования по целям экологического развития, своевременное решение экологических проблем, развитие экологического мировоззрения людей.
Следование принципу безопасности означает необходимость разработки механизмов по обеспечению личной, экономической и иной безопасности в туристской деятельности.
П ринцип оптимальности позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели.
Участие как принцип предполагает важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех заинтересованных в развитии туризма в регионе сторон.
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация устанавливает, что туристскую деятельность в регионе нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других видов деятельности. Интеграция определяет, что планирование, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов субъектов планирования развитием туризма в регионе с планами всех заинтересованных лиц для рационального использования ресурсов.
Реализация принципа профессионализма обеспечивается специальной подготовкой всех субъектов планирования, созданием необходимой методической и информационно-аналитической базы, привлечением в случае необходимости специалистов из системы планирования регионом, специализирующихся на решении отдельных актуальных проблем его комплексного социально-экономического развития.
Соблюдение принципа эффективности означает необходимость доказательства, что именно сформированный набор целей развития туризма, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат удовлетворение и развитие духовных и физических потребностей туристов.
Таким образом, принципы планирования, наиболее тесным образом связанные с основными методами эффективного рыночного планирования, ориентируют субъектов планирования на достижение наилучших экономических показателей.