double arrow

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ


Тема 8.

Контрольные вопросы к теме 7

1. Что такое туристские ресурсы, туристский потенциал?

2. В чем заключается особенность процесса формирования туристских ресурсов?

3. Что такое совокупный туристский потенциал возможностей?

4. Что такое кадастр туристских ресурсов? Какова его роль в планировании устойчивого развития туризма в регионе?

5. Назовите основные принципы составления кадастра.

6. Из каких компонентов состоит Единый кадастр туристских ресурсов?

7. Какие основные сведения содержатся в паспорте туристской территории?

8. Перечислите основные формы и методы ресурсного обеспечения развития гостиничного хозяйства.

9. В чем заключается проблема планирования потребности в туристских кадрах?

10. Дайте определение понятиям «норма», «норма в туризме», «норматив в туризме».

11. Какие основные требования предъявляются к нормированию в сфере планирования и управления туризмом в регионе?

12. Можно ли утверждать, что норма является основой рационализации реализации и эффективности планов развития туризма в регионе?

В результате изучения темы 8 студенты должны знать:




· понятие «программно-целевого планирования», «целевая программа»;

· сущность рекреационно-географического и маркетингово-аналитического подходов;

· особенности использования программно-целевого метода в туризме;

· типологию региональных программ;

· этапы формирования целевой программы развития туризма и их содержание;

· структуру программ развития туризма в России;

· содержание основных разделов региональной целевой программы развития туризма;

уметь: дать ёмкую характеристику сферы туризма в регионе по типовому плану; сопоставить отдельные разделы, варианты социально-экономических прогнозов, программ и стратегических планов развития туризма;

владеть: навыками использования программно-целевого подхода при разработке стратегий развития туризма.

1. Программно-целевое планирование и его особенности в туризме.

2. Целевые программы: понятие, типы, этапы формирования.

3. Структура и содержание целевой программы развития туризма. Паспорт целевой программы.

4. Вертикальная структура программ развития туризма в РФ.

5. Структура и основные характеристики отдельных разделов региональной целевой программы развития туризма.

Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Благодаря логике программно-целевого метода, выражаемой триединой формулой «цели – пути – средства», в нем удается органично сочетать принципы целенаправленности, ресурсообеспеченности, системного подхода, т.е. учета взаимосвязей и взаимодействий, свойственных процессам решения крупных комплексных проблем и управлению такими процессами.



В самом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.

Существует большое многообразие целевых программ. в зависимости от целей, способа действий, временной протяженности, уровня их принадлежности (сферы), масштабности, роли в управлении, что позволяет упорядочить совокупность разрабатываемых и применяемых целевых программ, выделить специфические черты методов разработки и управления реализацией разных видов программ.

Использование программно-целевого подхода в туризме в регионе позволяет в наибольшей степени учесть такие его особенности, как: системность, полифункциональность, многоцелевую направленность, разнородность ресурсной базы, различия в сроках и методах реализации управленческих решений по отдельным элементам и системе в целом, возможность привлечения различных заинтересованных лиц (субъектов права и хозяйствования, туристов и других лиц) к управлению сферой туризма в регионе, взаимодействие и необходимость координации действий многих предприятий различных отраслей, возможность и необходимость декомпозиции, анализа и синтеза туризма, совместимость и интегративную способность предприятий туризма.



Посредством программ развития туризма определяют все параметры и составляющие элементы будущей туристской структуры, методы и этапы ее формирования. Разработка региональных программ осуществляется для преодоления неравенства субъектов федерации в развитии туризма.

В разработке региональных программ целесообразно выделить рекреационно-географический (характеризующий туристский потенциал), маркетингово-аналитический (оценивающий туристский спрос и предложение) подходы, экономический (учитывающий стоимостные аспекты туристского продукта); межотраслевой (оценивающий фактическое состояние и перспективы территории объекта); инвестиционный (определяющий структуру финансирования и ожидаемую эффективность проекта) и другие. Сравнительный анализ некоторых зарубежных и отечественных подходов к планированию и составлению программ развития туризма приведен в табл. 2 и 3.

Программно-целевой подход в обосновании развития туризма должен использоваться с опорой на синтезированное сочетание в первую очередь как рекреационно-географического, так и маркетингово-аналитического подходов (комплексный подход). При этом представляется целесообразным дифференциация целей и разделение функциональных задач для программ федерального и регионального уровней.

Таблица 2

Основные отечественные подходы к планированию

и составлению программ развития туризма

Подход Основа Краткая характеристика подхода
Ресурсно-географический Туристский потенциал Сбор и систематизация данных о туристском потенциале региона. Оценка туристских ресурсов по доступности, безопасности, аттрактивности и т.д., дифференцированная для различных форм и видов туризма
Маркетинго-аналитический Спрос и предложение Определение места региона на отечественном и международном туристских рынках. Определение приоритетов туристского развития. Оценка существующего и перспективного туристского предложения региона на основе потребностей и спроса, расходов туристов и пр.
Социально-экономический Социально-экономическое развитие региона Систематизация и оценка вариантов развития туризма в регионе по их эффективности. Оценка влияния развития туризма на регион
Политико-управленческий Организационно-управленческая структура и законодательство Выбор наиболее эффективных вариантов развития туризма. Модификация законодательной базы. Совершенствование управленческой структуры в регионе
Проектный Региональные проекты Выработка конкретных территориально-планировочных решений в рамках инвестиционных проектов

Таблица 3

Некоторые зарубежные подходы к планированию

и составлению программ развития туризма

Подход Основа Период возникновения Краткая характеристика подхода
Физический Инфраструктура 60-е г. ХХ в. Анализ туристских ресурсов и оборудования. Составление программ строительства и землеустройства. Оценка их окупаемости
Стандартизированный Стандарты Начало 70-х г. ХХ в. Оценка стандартов единиц пользования. Инвентаризация ресурсного потенциала региона. Сопоставление имеющегося спроса и емкости территории. Составление программы развития региона
Экономико-политический Социально-экономическая политика Середина 70-х г. ХХ в. Более детальная оценка туристских услуг. Обзор ресурсов и соответствующей инфраструктуры. Сравнение потребностей и ресурсов для определения потенциала развития и ограничений. Определение альтернатив программы. Выбор варианта
Моделирующий Моделирование системы 80-е г. ХХ в. Использование моделей для выявления тенденций туристского спроса, анализа возможных проблем в использовании ресурсов проверки последствий принятой политики планирования
POSOLP-подход Турпродукт 80-е г. ХХ в. Обзор и анализ туристских ресурсов и рынков. Анализ туристской политики. Детальная планировка. Оценка последствий развития туризма в регионе

Программы федерального целевого уровня должны ставить целью разработку национальных туристских продуктов и продвижение их на мировом рынке, т.е. внимание должно быть сосредоточено на развитии въездного туризма, его поддержке посредством последовательной государственной политики, создании имиджа.

Региональные целевые программы должны конкретизировать развитие сферы туризма с позиций своей специализации на его отдельных видах применительно к въездному и внутреннему туризму с учетом возможностей формирования турпродуктов по основным составляющим элементам и контингентам потребителей.

В настоящее время в России сложилась следующая вертикальная структура целевых программ развития туризма (рис.9).

Рис.9. Вертикальная структура программ развития туризма

Сравнительный обзор программных документов некоторых регионов России показывает, что при вариативности их названий основные цели и ожидаемые конечные результаты весьма схожи и воспроизводят основные параметры федеральной программы. Так, практически в каждом регионе намечается создание современной туристской индустрии, способной внести ощутимый вклад налоговых платежей в государственный и муниципальный бюджеты, стимулировать предпринимательскую деятельность, рост рабочих мест, приток инвестиций, содействовать организации активного отдыха населения и другие.

Недостатками программ является слабое методологическое и методическое обеспечение. Программы практически однотипны, декларативны, предполагают использование преимущественно историко-культурного потенциала регионов, фактически слабо используя природный потенциал; не учитывают рекреационной емкости туристских ресурсов; имеют недостаточно ясные предложения по перспективам туристского развития. Слабо прописан организационно-экономический и финансовый механизм реализации таких программ.

В настоящее время разработано большое количество методических указаний и рекомендаций по составлению региональных программ. Типовая структура целевой программы, которая может быть разработана для развития туризма в регионе, как правило, включает в себя следующие разделы:

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. В этом разделе должны содержаться рекомендации по описанию программной ситуации по каждому элементу системы туризма и ее последствий для региона; обосновываются решения проблемы в приоритетном порядке и целесообразности использования программно-целевого подхода при ее реализации, наличию научной поддержки.

II. Цель и задачи Программы - содержит целевые показатели, приоритеты и ориентиры программы в увязке с целевыми показателями и приоритетами программы социально-экономического развития региона, которые должны быть достигнуты на основе ориентированных в пространстве и во времени этапов, средств, мер и действий, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам. В этом разделе должно быть представлено технико-экономическое обоснование программы, где составляется баланс финансовых ресурсов, определяющий источники финансирования и направления финансовых ресурсов для выполнения программы.

III. Система программных мероприятий, в котором даются характеристики основных мероприятий в зависимости от обеспеченности необходимыми ресурсами и набора действий для реализации задач и перспективных целей программы. Мероприятия определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения, механизм осуществления конкретных видов деятельности.

IV. Сроки и этапы реализации программы - определяются сроки, количество этапов и их характеристика.

V. Ресурсное обеспечение программы - ключевой раздел программы, от реальности, эффективности которого зависит в конечном итоге судьба всей программы.Состав ресурсного обеспечения формируется исходя как из потребностей программы в туристско-рекреационных ресурсах в соответствии с нормами и нормативами, так и в соответствии с наличием источников финансовых ресурсах для обеспечения этих потребностей. Содержится методика расчета предстоящих затрат.

VI.Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом реализации программы – рассматриваются основные управленческие процедуры по формированию, рассмотрению, согласованию, утверждению и реализации программы.

VII. Оценка эффективности программы, в котором определяются основные социально-экономические параметры и эффективность программы.

Рекомендуется разработать организационно-функциональную структуру управления процессом реализации программы, технологию осуществления контроля с учетом специфики региональной программы развития туризма. Разделы программы должны содержать все необходимые обоснования и пояснения. Кроме того, содержание разделов 2, 3, 4, 5, 6 и 7 предлагается формировать в целом на весь период реализации программы и по годам.

Результирующим документом, содержащем общую сводку сведений о программе, заимствованных из разных программных документов, на основании которого осуществляется реализация целевой программы, является паспорт Программы.

Процесс формирования целевой программы развития туризма в регионе представляет собой совокупность следующих этапов:

1. Аналитический этап

2. Этап разработки стратегии.

3. Этап формирования целевой программы устойчивого развития туризма.

4. Этап оценки ресурсных возможностей.

5. Этап мониторинга процессов реализации и учет промежуточных и конечных результатов выполнения программы.

Практика программирования предполагает тщательное ресурсное обоснование возможности решения про6лем программным методом, чтобы показатели программы были выполнены, а задачи реализованы.

Инициаторами постановки проблем для программирования могут выступать в регионе как органы власти и управления сферой туризма, так и предприятия туризма, а также общественные организации, предприниматели, отдельные граждане и т.д.







Сейчас читают про: