Тезис БРИК

БРИКС

БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa). Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом (англ. Jim O'Neill), аналитиком Goldman Sachs, в ноябре 2001 года в аналитической записке банка[1][2]. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS.[3] По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

Goldman Sachs не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 года в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

Динамика ВВП на душу населения в странах БРИК в 1998—2009 годах, в долларах США

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
  • Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
  • Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;
  • Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
  • Южно-Африканская республика — природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно, высокие темпы экономического роста.

  • 1 Тезис БРИК
  • 2 Путь к 2050 (2003)
  • 3 Последующие сообщения (2004)
  • 4 Второй отчёт (2007)
  • 5 Показатели БРИК
  • 6 Глобальный рейтинг (2011)
  • 7 Инвестиции
  • 8 Научно-исследовательская деятельность
    • 8.1 Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС)
    • 8.2 Межфакультетский координационный совет МГУ имени М.В.Ломоносова по исследованию проблем БРИКС (МКС МГУ БРИКС)
  • 9 Саммиты БРИК
    • 9.1 I саммит БРИК (Екатеринбург, 16 июня 2009)
    • 9.2 II саммит БРИК (Бразилиа, 15—16 апреля 2010)
    • 9.3 III саммит БРИКС (Санья, 13—14 апреля 2011)
    • 9.4 IV саммит БРИКС (Нью-Дели, 28-29 марта 2012)
    • 9.5 Расширение БРИК (БРИКС)
  • 10 Интересные факты
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом О’Нейлом, глобальным экономистом в Goldman Sachs. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.

Однако Goldman Sachs не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение США в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

Путь к 2050 (2011)

Тезис БРИК (на основе статьи «Мечтая о БРИК: Путь к 2050») предполагает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай изменили свои политические системы, чтобы войти в систему глобального капитализма. Goldman Sachs предсказывает, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. Сотрудничество является, таким образом, вероятным — как логический шаг БРИК, потому что Бразилия и Россия вместе логично формируют поставщиков Индии и Китая. Таким образом, у БРИК есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой Восьмёрки». Бразилия является доминирующей в производстве сои и железной руды, в то время как Россия обладает возможностью огромных поставок нефти и природного газа. Тезис Goldman Sachs, таким образом, документирует, что предметы потребления, работа, технологии и компании отдаляются от США как от своего центра.

После окончания холодной войны или даже ранее, правительства стран БРИК начали экономические или политические реформы, чтобы позволить их странам стать частью мировой экономической системы. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, эти страны сделали (каждая в разной степени) упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве. Согласно исследованию, у Индии есть потенциал наибольшего роста среди четырёх стран БРИК в следующие 30—50 лет. Главная причина — снижение рабочего возраста населения для Индии и Бразилии случится позже, чем для России и Китая.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

 

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены:

  • содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов организации;
  • содействие упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.
Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 году большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и в целом был достигнут экономический рост около 6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: