Движение филантропизма

На разработку теории школьного физического воспитания большое влияние оказали идеи и труды прогрессивных буржуазных мыслителей Джона Локка (1632-1704гг.) и Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). Д. Локк, автор естественного развития, ставил задачу физического развития ребенка на первое место. Французский писатель и философ Руссо в своей теории развил эту идею. Он считал, что всякая общественная проблема проистекает от человеческого зла, а зло, в свою очередь, - от слабости человека. И это положение можно изменить только путем воспитания закаленной, сильной молодежи. На практике эти идеи физического воспитания реализовали филантропы.

Под влиянием идей Д. Локка и Ж.Ж. Руссо в Германии в конце XVIII - начале XIX вв. началось буржуазное движение филантропизм (филантроп – человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Оно выражалось в создании школ нового типа – филантропии. Это были классово-сословные школы. Первая такая школа возникла в 1774 г. основана Бернатом Базедовым при поддержке герцога из Дессау. Из представителей этого движения, занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе, выдающуюся роль сыграли преподаватели физического воспитания Герхард Антон Фит (1763-1836 гг.) и Иоган Кристоф Фридрих Гутс-Мутс (1759-1839 гг.).

В рамках своей системы филантропы выделяли 3 главные группы упражнений: игры, ручной труд, собственно физические упражнения.

По воздействию на учащихся игры подразделялись: на развитие сообразительности, на внимание, развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетической направленности.

Развитие ручной ловкости отражало воспитание собственно трудовой деятельностью – в качестве столяра, токаря, садовника и переплетчика (эти профессии были почетными в то время).

Собственно физические упражнения составляли основу системы. Упражнения делились на тяжелые и легкие, активные и пассивные. Наибольшее значение придавалось ходьбе, бегу, прыжкам, метаниям, борьбе, лазанию, упражнениям в равновесии, переноске тяжестей, плаванию, умственным упражнениям, упражнениям на осанку. Указанные виды движений классифицировались на такие составляющие, которые адаптировали детей к жизненным обстоятельствам: практиковались прыжки вверх, спрыгивание с различной высоты, прыжки вверх-в длину, прыжки с места и разбега и т.д. Они добивались индивидуального подхода к занимающимся, поощряли стремление учащихся к соревнованиям.

Значение деятельности филантропов заключается, прежде всего, в том, что благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направлений в гимнастике.

Развивающийся капитализм привел к расширению колониальных войн и тем самым определил потребность в усилении военной направленности в физическом воспитании. В это время появляется ряд реакционных взглядов на физическое развитие и воспитание человека. Английский социолог и психолог Г. Спенсер (1820-1903 гг.) механически перенес биологические законы животного мира на человеческое общество: «…. Война между людьми, как и война между животными, играет значительную роль в усовершенствовании их организации». Его идеи стали одним из источников формирования идеологии милитаризма в физическом воспитании в капиталистических странах. Позднее, в начале XX века, трактаты Спенсера «Изучение социологии», «Воспитание физическое, умственное и нравственное» приобрели значительную популярность в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: